Апокриф поведал о жене Иисуса

Помимо книг, вошедших в канон христианского Священного Писания, известны также апокрифы — рукописи, которые не признаются церковью каноническими. Так, недавно ученые из Гарвардского, Колумбийского и Массачусетского технологического университетов завершили исследование древнего документа, получившего название "Евангелие от жены Иисуса".

Впервые этот апокрифический текст был обнародован в 2012 году на X Международном конгрессе коптских исследований в Ватикане. На одной стороне обрывка древнего папируса размером около 4×8 сантиметров сохранились несколько слов и букв, с другой — восемь фрагментов текста на коптском языке… Можно разобрать фразы: "…она сможет стать моим последователем…", "я живу с ней для того…" и "…Иисус сказал им: "Моя жена…"". Упоминается здесь также имя Мария: "…Мария достойна этого…". По-видимому, речь идет либо о матери Иисуса, либо о Марии Магдалине…

Эксперты Гарварда предположили, что в апокрифе говорится о жене Иисуса Христа. Разумеется, это вызвало многочисленные прения среди как научных, так и религиозных деятелей. Ватикан же заявил, что документ является подделкой. Тем не менее, первоначальная экспертиза показала, что текстура папируса, манера написания букв, язык и грамматика документа аутентичны эпохе раннего христианства. Увы, ученые были вынуждены отказаться от радиоуглеродного анализа, так как это могло повредить документ… Вместо этого решили провести анализ чернил, которыми был написан текст.

Выяснив их химический состав, эксперты смогли доказать, что манускрипт действительно был создан между IV и VIII веками. К тому же, чернила оказались идентичны тем, которыми был написан ряд известных коптских документов.

Однако, заявили исследователи, их целью было выяснить происхождение документа, а не сделать выводы касательно его содержания. Поэтому они не могут утверждать, была ли у Иисуса жена…

Читайте также: Люди-загадки: Блаватская - посланница Махатм?

Одно из самых известных апокрифических писаний — это так называемое Евангелие от Иуды. Оно было обнаружено в начале 2000-х годы швейцарскими исследователями. Об этом тексте было известно еще во II веке нашей эры, но затем христианские деятели объявили его еретическим, поскольку он не соответствовал традиционным источникам, и изъяли из канонического писания. После этого рукопись затерялась. Она всплыла лишь в середине прошлого столетия в Египте, неоднократно переходила из рук в руки, и наконец, попала в Фонд за сохранение древнего искусства Maecenas в Базеле. Директор Фонда Марио Жан Роберти считает, что этот рукописный текст, написанный на древнем коптском диалекте на 62 страницах папируса, действительно представляет собой Евангелие от Иуды Искариота — апостола, который якобы предал Христа за 30 сребреников…

Радиоуглеродный анализ показал, что текст датируется III-IV веками нашей эры. Конечно, вряд ли он составлен самим Иудой, скорее, переведен с древнегреческого оригинала… Сейчас манускрипт возвращен в Коптский музей в Каире, а его перевод на немецкий опубликован в 2006 году.

Содержание рукописи действительно опровергает существующие евангельские представления. Так, Иуда здесь предстает вовсе не предателем, а напротив, самым успешным из учеников Христа, единственным, кому Христос решился открыть все таинства своего вероучения. Если верить апокрифу, именно Иуде суждено было полностью понять замысел своего Учителя, и именно по его просьбе он выдал его римским властям…

К апокрифам относятся также Кумранские рукописи, или свитки Мертвого моря. Так называют манускрипты, обнаруженные в середине прошлого века в пещерах в окрестностях Кумрана (Иудейская пустыня). Основная часть их написана угольными чернилами на древнееврейском, встречаются арамейские тексты, а также фрагменты греческих переводов… Записи выполнены в основном на пергаменте из козьей или овечьей кожи, изредка на папирусе… Часть текстов выдавлена на медных листах. Ученые датировали свитки периодом от 250 года до нашей эры до 68 года нашей эры и пришли к выводу, что они принадлежали к библиотеке так называемой Кумранской общины (еврейской общины ессеев).

Читайте также: Елену Блаватскую погубила таинственная книга

Содержание текстов представляет собой в основном фрагменты из Ветхого Завета, но отличные от канонических. Например, из них следует, что Христос был не единственным Мессией, а черпал свои идеи из учения другого человека, жившего примерно на полстолетия раньше. По мнению историка христианства из Северо-западного колледжа в Cент-Поле, штат Миннесота, Майкла Уайза, этого человека звали Иуда, и он погиб насильственной смертью, как и Христос, около 72 года до нашей эры.

Историк иудаизма из Еврейского Университета в Иерусалиме Исраэль Кноль, в свою очередь, считает, что первого Мессию звали Менахем, и его убили римляне во время восстания, вспыхнувшего в связи с кончиной царя Ирода, в 4 году до нашей эры.

Впрочем, толкования манускриптов выглядят столь противоречивыми, что ни одно из них нельзя принимать за безоговорочную истину. И все же они являются довольно ценным свидетельством, проливающим новый свет на историю христианства.