Можно ли укротить ревнивого Отелло

В России ежегодно на почве ревности совершается до тысячи убийств, из них 990 — это убийство мужем жены, причем это не всегда хронические алкоголики и душевнобольные (их приблизительно 25%), "затмение сердца" находит на обычных людей.

Ревность — чувство недоброе, разлагающее изнутри как самого ревнивца, так и человека, которого ревнуют. Ревность бывает разной: можно просто немножко злиться, от самолюбия ведь никуда не денешься, а можно выходить из себя, кричать, обзываться, а иногда и поднимать руку.

Как бороться с ревностью и возможно ли это? Рассмотрим этот вопрос с разных точек зрения.

С точки зрения психиатрии

Рассказывает психотерапевт Оксана Баркова:
Очень сочувствую, но бороться с ревностью, это бесполезно. Потратите много сил и энергии, а результат — устанете и вымотаетесь. И всегда будет повод для ревности, даже, если вдруг тот, кого ревнуют станет святым.


Есть только один единственный выход — личное, искреннее желание ревнивца измениться. Потому что причина в нём. Неуверенность? Страхи? Одиночество? Ощущение ненужности, брошенности или наоборот желание власти? С этим необходимо работать, более подробно разбираться, чтобы найти и сформировать новые способы реагирования, восприятия, построения отношений.

Рассказывает психиатр Юрий Иосифович Полищук:
Если ревность переходит все границы, то стоит проверить психическое состояние человека у соответствующего специалиста. И если "Отелло" — окажется психически больным человеком, то и лечить его нужно как больного. Если это больной с бредом, то используются соответствующие лекарственные средства, которые имеются в распоряжении современной психиатрии.

Не надо этого бояться, применяемые средства достаточно эффективны и после курса лечения по истечении месяца-двух бред уходит, появляется критическое отношение к событиям, но таких пациентов надо наблюдать с тем, чтобы бред не возник снова.
Если это не патологические идеи ревности, а ревность психологическая, достаточно обусловленная, то в таких случаях необходима психотерапия, причем психотерапия не только самого пациента, который ревнует и страдает, а семейная психотерапия.

С точки зрения религии

 

Рассказывает игумен Нектарий (Морозов):
Ревность — грех. Греховность этого чувства в первую очередь заключается в том, что основано оно на страсти, с которой человек не борется, но внутренне примиряется или просто уступает ей. Внешние обстоятельства, как и поводы к ревности, могут быть очень разнообразными.

Чаще всего это чувство имеет место в отношениях между супругами, однако порой возникает оно и у человека, который в браке не находится и даже не обязательно по отношению к тому, кого он любит или даже к кому привязан.

Ревнует тот, кто желает обладать другим человеком или вообще людьми, словно собственностью, тот, в чьем сердце обитает и страсть зависти. А такое желание обладать всегда греховно, больше того — богопротивно. Все и всё принадлежит единому Богу, "присваивать" себя кого бы то ни было мы не имеем никакого права.

И надо еще понять, что чувство ревности, если можно так сказать, нелогично, внутренне противоречиво. Если мы действительно любим, то как можем раздражиться, злиться, негодовать на того, кого любим, как можем подозревать в какой-то неверности?… А если не любим, то почему вообще расстраиваемся? Если речь идет о семейных отношениях, то даже в том случае, когда имеет место неверность, христианину уместно скорбеть о погрешившем (или погрешившей) в чем-то супруге, но не ревновать: ревность все равно остается даже в таких обстоятельствах грехом.

Если же ревность эта не супружеская, а какая-то иная, то она еще менее "основательна", менее "законна", еще более погрешительна.

Как бороться с ней? Прежде всего, понять, что ревность — грех (а Вы это, очевидно, и понимаете) и проникнуться благочестивой "ненавистью" к ней, то есть не любовно принимать эту страсть, а относиться к ней с отвращением, как к чему-то враждебному. Затем попытаться здраво рассудить о "нелогичности" ревности, о которой вкратце говорилось выше. А затем (что есть самое важное) молиться, прося, чтобы Господь очистил сердце от такого греховного расположения. Молиться, в том числе, и своими словами.