Поверить в науку заставляет страх

Как известно, страх может заставлять наше сердце биться чаще. Однако недавно исследователи из Медицинской школы Брайтона и Сассекса (Великобритания) доказали, что сердце, в свою очередь, может влиять на возникновение эмоциональных реакций нервной системы. Другими словами, нас проще напугать, когда наш сердечный ритм находится в определенной фазе.

В ходе эксперимента двум десяткам добровольцев демонстрировали на мониторе страшные картинки, одновременно следя за их сердечным ритмом. Если подобное изображение появлялось перед глазами у человека во время сердечной систолы, то есть в фазе, когда сердце сокращается, это производило на испытуемого более сильное эмоциональное впечатление, чем когда его сердце было расслаблено.

Правда, ученые полагают, что здесь действует еще один фактор. Так, если картинка слишком быстро исчезает с экрана, мозг просто не успевает сформировать эмоцию. Но если уж там нарисовано что-то действительно ужасное, то в мозгу все-таки "щелкает"… В фазе же сокращения мозг "замечает" и "умеренно" страшные картинки, даже если период их появления на экране совсем короток. Эти данные подтвердило и сканирование, когда специалисты наблюдали за миндалевидным телом в мозгу, ответственным за формирование эмоций, сравнивая изменения в его активности с сердечным ритмом.

Страх — одна из человеческих эмоций, которые наиболее всего интересуют ученых. Известно, что, испытывая страх и тревогу, верующие люди склонны обращаться к Богу и Высшим силам. Но не так давно Анна-Кайса Ньюхейзер из Йельского университета (США) и ее коллеги выяснили, что в подобных ситуациях нерелигиозные индивиды склонны верить и в науку.

Исследователи использовали для эксперимента две группы гребцов, не отличавшихся сильной религиозностью. Одним сообщили, что им предстоит участвовать в регате, другим — что их ждет всего лишь обычная тренировка. После этого добровольцам предложили согласиться или не согласиться со следующими высказываниями: "Мы можем рационально принимать лишь то, что научно доказуемо", "Все проблемы, с которыми сталкивается человечество, разрешимы наукой", "Научный метод — единственный надежный путь к знаниям".

Спортсмены из первой группы, естественно, больше волновавшиеся перед предстоящими соревнованиями, примерно на 15 процентов чаще выражали веру в науку, чем их товарищи из второй группы. Как считают авторы исследования, разницу можно оценить как статистически значимую.

В следующем эксперименте участвовали преподаватели и студенты двух крупных британских университетов, также не отличающиеся религиозными убеждениями. Одних попросили подумать о собственной смерти, других — вспомнить ситуацию, когда они испытывали сильную зубную боль. Вопросы задавали те же, что и в предыдущем случае. Результат получился точно таким же.

По мнению экспертов, если религиозная вера основана на интуиции, духовном опыте, а также в доверии к священным писаниям, то в основе науки лежит аналитическое мышление, ее методы — рациональное исследование предмета и тщательное взвешивание доказательств.

"В стрессовых ситуациях люди, вероятно, прибегают к тем формам мировоззрения и верований, которые для них являются наиболее значимыми", — констатирует Анна-Кайса Ньюхейзер. Ее коллега, психолог Бастиан Рютьенс из Амстердамского университета (Нидерланды), также полагает, что наука, как и религия, помогает людям находить опору в нашем непредсказуемом мире.

Однако между религией и наукой как способами взаимоотношений с миром нельзя ставить знак равенства, добавляют психологи. "Из того, что современный человек склонен цепляться за научные представления о мире по тем же причинам, по которым его предки обращались к богам, никоим образом не следует судить о ценности науки в качестве метода познания действительности, — пишут авторы исследования. — Это обстоятельство просто подчеркивает причины, по которым человек верит".

Чтобы сделать окончательные выводы, необходимо провести ряд экспериментов с людьми, обладающими разным мировоззрением, как религиозным, так и научным, и проследить за их реакцией на тревожные, стрессовые и экстремальные ситуации, а затем сравнить результаты. Только тогда мы сможем говорить о чем-то наверняка.