Когда нужно пить за рулем...

Наверное, нет такого человека, который бы не знал, что "пить за рулем нельзя". Другое дело, что многие водители нарушают это правило, надеясь на "авось" — что нередко влечет за собой тяжелые последствия, и не только в виде огромных штрафов, но и человеческих жертв из-за "пьяных ДТП". Но, оказывается, если не пить за рулем — последствия могут быть не менее тяжкими. Правда, при этом имеется в виду употребление водителями безалкогольных жидкостей — воды, соков и т. д.

Данную закономерность недавно выяснили исследователи из Великобритании. В ходе экспериментов они заставляли "тружеников дорог" отказываться от употребления любых жидкостей, и после этого замеряли основные факторы, влияющие на безопасность дорожного движения — быстроту реакции, отсутствие сонливости и т. д. Выяснилось, что обезвоживание по этим показателям вполне сравнимо с концентрацией спирта в крови на уровне 0,8 промилле — что обычно считается "тяжелой степенью опьянения".

Конечно, эти данные не означают, что вскоре британские, а затем и российские "гаишники" станут штрафовать водителей за "езду в обезвоженном виде". Это не случится хотя бы потому, что, в отличии от алкогольного опьянения, экспертиза "обезвоженности" возможна только с применением сложных тестов, отсутствующих не то, что у сотрудников дорожной полиции, но даже и в большинстве обычных больниц.

Тем не менее, никто не отменял пункт 2.7. Правил дорожного движения: "Водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения".

Да, по большому счету, каждый человек, садящийся за руль, и сам должен понимать, что в вяло-полусонном состоянии он представляет смертельную опасность и для себя самого, и для других участников дорожного движения.

Почему так опасно обезвоживание? Да как раз в силу вышеупомянутой сонливости. Которая, в общем, сама по себе носит вполне физиологический характер. Любой из нас может вспомнить, как после сытного обеда его не раз клонило хотя бы немножко вздремнуть. А все потому, что находящаяся в желудке пища "оттягивает" на себя жидкость, в том числе, опосредовано, и из клеток головного мозга. Наступает их физиологическая дегидратация, проявляющаяся снижением активности и развитием сонливости.

Ведь для нормального переваривания пищи физическая активность, когда превалирует симпатическая часть вегетативной нервной системы, с основным медиатором адреналином, "не в тему". А для нормального пищеварения нужно превалирование парасимпатической части ВНС — с медиатором ацетилхолином. Для большей убедительности можно вспомнить, например, удавов — которые после заглатывания какого-нибудь поросенка могут его переваривать во время полусна несколько недель, даже не думая не то что о новой охоте — но даже и об обычной "разминке".

Противоположным состоянием для клеток мозга является гипергидратация — повышенное насыщение водой. Могущее наблюдаться, например, у алкоголиков в состоянии "белой горячки" — которые из-за этого могут не спать по несколько суток.

Но, понятно, что обезвоживание мозга может развиться не только после слишком сытного обеда (хотя о его опасности тоже должны помнить "труженики баранки"!) — но и просто из-за общего недостатка воды в организме.

Причин нехватки воды в организме может быть много. Летом, в жару, самой основной причиной обезвоживания является повышенное потоотделение. Но и те, чьи автомобили оборудованы кондиционерами, да и если приходиться ездить в более холодное время года, все равно не должны расслабляться.

Потому что существует еще один важнейший фактор — просто снижение употребления жидкости в дороге. Нередко, в связи с не высказываемой вслух причиной — нежеланием часто останавливаться для отправления, пардон, "малой нужды". Кто не хочет терять время на поиски придорожных туалетов (а без них порой сделать, что надо весьма проблематично), кто-то просто хочет доехать до пункта назначения побыстрее. Тем самым, вгоняя себя в самое настоящее обезвоживание — ведь, чтобы почки помедленнее наполняли мочевой пузырь, как раз и надо, чтобы жидкости в организме было поменьше. Тогда и возникнет "олигурия", пониженное мочевыделение. Желанное для любителей мнимого комфорта за рулем — но являющееся симптомом в том числе и как раз дегидратации клеток мозга.

Как этого избежать? Очень просто — побольше пить и, желательно, не забывать о том, что воду из клеток мозга забирает еще и излишне "плотный" прием пищи. Кстати говоря, если мочевой пузырь часто будет переполняться — это станет дополнительной гарантией того, что уснуть за рулем будет проблематично, а это лишь добавит шансов на благополучное завершение длительной поездки.

Но если, несмотря на принимаемые меры (или из-за их игнорирования) обезвоживание мозга, все же, развилось — надо просто перестать насиловать организм, и дать ему возможность делать то, что он требует от своего владельца. Наступила сонливость — значит, надо хоть немного вздремнуть. Как Штирлиц из "17 мгновений весны" — на пути из Швейцарии в Берлин. Благо, ныне практически все автомобили оснащены сиденьями с мягкими подголовниками — пусть и предназначенными в первую очередь для безопасности в случае ДТП, но вполне могущие выполнить роль удобной подушки на стоянке.

Ну, а потом уже можно размяться, выпить кофе — и обязательно не забывать о достаточном питье других жидкостей. В противном случае, поездка может стать настолько же опасной, как и после "приема на грудь" солидной дозы чего-то "горячительного".