Парадоксы психики: Почему нельзя верить интуиции

Почему мы думаем или поступаем так, а не иначе? Оказывается, порой на наше мышление и поведение влияют самые неожиданные вещи. Так, несколько недавно проведенных, независимых друг от друга научных исследований выяснили, какую роль в нашей жизни играют вопросы, интуиция или неопределенность. И почему мы склонны забывать, скажем, дурные поступки…

Вопросы побуждают к действию

В Journal of Consumer Psychology были опубликованы результаты исследования американских маркетологов, которое доказало, что отдельные вопросы способны повлиять на поведение человека в большей степени, чем прямой призыв.

Так, фраза: "Вы перерабатываете отходы?" — заставляла людей задумываться о состоянии окружающей среды и утилизации мусора больше, чем просто: "Перерабатывайте отходы!" А фраза: "Сядешь ли пьяным за руль?" — оказывалась куда более действенной, чем: "Не пей за рулем!"

Исследователи объясняют это тем, что вопросительная форма вызывает у людей определенную психологическую реакцию, заставляя чувствовать себя некомфортно и задумываться о том, хорошо ли они поступают.

Наш мозг подавляет воспоминания о плохих поступках

Люди склонны повторно совершать бесчестные и аморальные поступки, так как в нашем мозгу существует защитный механизм, заставляющий нас забывать о предыдущих "грешках", пишет журнал Proceedings of the National Academy of Sciences.

В ходе эксперимента добровольцев просили написать о совершенных ими в жизни хороших или дурных поступках. Оказалось, что те, кто писал об отрицательных действиях, помнили их подробности хуже, чем те, кто писал о хороших. Кроме того, они с трудом вспоминали свои чувства в тот момент…

После этого испытуемым предложили сыграть в игру "орел или решка", в процессе которой им давалась возможность жульничать. Впоследствии те, кто играл нечестно, также могли вспомнить меньше деталей игры, чем те, кто так и не стал блефовать.

Психологи полагают, что люди прекрасно осознают, что поступили плохо, и "амнезия" избавляет их от мук совести. Кроме того, мы часто склонны считать жертв своих негативных действий "недостойными" и заслуживающими плохого отношения…

Неопределенность мучительней боли

Если человек знает, что болевых ощущений не избежать, он относится к этому, как ни странно, куда спокойнее, чем когда не знает точно, почувствует ли он боль… К такому выводу пришли неврологи из Лондонского университетского колледжа, опубликовавшие затем статью в Nature Communications.

Сорок пять добровольцев играли в компьютерную игру, в ходе которой они должны были переворачивать камни. Под валунами иногда прятались змеи. Если под камнем оказывалась змея, испытуемый получал слабый удар электрошокером.

Правила игры постоянно менялись, при этом у участников замеряли уровень стресса. Оказалось, что наибольший стресс люди испытывали, когда вероятность найти змею и получить удар электрошоком равнялась 50 процентам. Если же она стремилась к нулю или, напротив, к 100 процентам, то уровень стресса уменьшался.

По всей вероятности, это характерно и для других жизненных ситуаций, таких как устройство на работу или ожидание результатов медицинского обследования. Чем меньше человек уверен в том, что его ждет, чем сильнее он волнуется. Даже если он больше уверен в плохом результате, это вызывает меньше волнения, чем неизвестность…

В то же время люди готовы даже рисковать, чтобы узнать, что ждет их впереди. Это недавно выяснили специалисты из Висконсинского университета. Они предлагали студентам-добровольцам на выбор три ручки-электрошокера. Красный цвет говорил о том, что ручка заряжена, зеленый — что нет, а желтый говорил о неизвестности. Испытуемые чаще выбирали желтые ручки, чтобы проверить, есть ли там ток. Авторы исследования назвали это "эффектом Пандоры".

Интуиция не всегда дает то, что нам действительно нужно

Миф о том, что следование интуиции — самая эффективная стратегия, развеяли сотрудники Гонконгского университета науки и технологии. Подробности исследования можно прочитать в журнале Association for Psychological Science.

Ученые исходили из того, что интуиция всегда предоставляет нам только один путь выбора и не дает возможностей для сравнения. В итоге человек не всегда получает оптимальный результат. Это подтвердило тестирование, в ходе которого добровольцам предлагали на выбор три продукта — тот, который выбрало его "шестое чувство", и еще два альтернативных варианта. По мнению экспертов, помимо интуиции, также необходимо анализировать последствия выбора для достижения максимальной удовлетворенности.