Люди доверяют тем, кто ест то же самое

Недаром люди говорят: "Он ел с нами за одним столом!" — когда хотят подчеркнуть степень доверия к кому-то. Оказывается, мы склонны доверять тем, кто употребляет ту же пищу, что и мы сами. Недавно психологам из Чикагского университета удалось доказать это экспериментальным путем. Результаты исследования были опубликованы на сайте EurekAlert!.

 

Деньги и конфеты

В ходе эксперимента две группы участников играли в финансовую игру. Каждый доброволец получал от организаторов определенную сумму денег. Затем его просили поделиться деньгами с другим участником, ранее ему незнакомым. Последний, в свою очередь, мог инвестировать полученные средства куда-либо и впоследствии поделиться прибылью с тем, кто пожертвовал ему "изначальный капитал"… Какую сумму дать, он решал сам.

В процессе игры первую группу угощали одними и теми же конфетами. Вторая группа тоже получала конфеты, но только разные. Оказалось, что участники давали незнакомцам больше денег, если лакомились с ними одинаковыми конфетами.

Ученые пришли к выводу, что хотя люди по большей части убеждены, что принимают решения согласно логике, на самом деле вкусовые предпочтения оказывают на наше мышление гораздо больше влияния, чем мы полагаем. Так, мы проникаемся симпатией к тем, кто любит те же блюда, что и мы.

Например, мы приходим со своим знакомым в кафе. Если он выбирает те же кушанья, что и мы, то мы на бессознательном уровне воспринимаем это как "знак солидарности" с нами. Нам кажется, что этот человек похож на нас, а значит, с ним можно выстраивать отношения. А вот если он выбирает что-то другое, это как бы отдаляет нас друг от друга, мы чувствуем, что у нас разные предпочтения… Этот закон действует и в профессиональной среде: мы скорее склонны сотрудничать с теми, кто предпочитает ту же еду…

Психологи считают, что во время деловых встреч или конференций было бы полезно ограничивать меню в кафе или столовой. Если бы участники вынуждены были заказывать одно и то же, то это повысило бы уровень доверия между ними и привело бы к более эффективному сотрудничеству.

Без чая — никуда!

Вероятно, на взаимоотношения между людьми влияют и совместные приемы пищи. В традиции гостеприимства в обязательном порядке входит предложение гостям еды или хотя бы напитков. Не зря большинство людей предпочитают отметить сделку, знакомство или дружескую встречу посиделками в кафе или ресторане. Если зовут в гости, то обычно предполагается застолье или хотя бы чай, даже если нет особого повода для пиршества… А деловые ужины с партнерами, на которых подписываются важные контракты?

В России не предложить гостю во время визита, особенно длительного и неформального, даже чаю или кофе вообще считается дурным тоном. Часто посетители еще и приносят с собой угощение для хозяев и самих себя…

Если человек впоследствии некорректно себя повел, хозяева могут возмущаться — как же так, ведь он с нами ел за одним столом! Совместные застолья могут стать и причиной поддерживать хорошее мнение об этом человеке — например, не верить сплетням и слухам, которые про него распускают…

Весь секрет — в триптофане?

Кстати, специалисты из Лейденского(Нидерланды) и Вестфальского (Германия) университетов доказали, что совместный прием пищи в любом случае стимулирует доверие между людьми: если в блюдах содержится аминокислота под названием триптофан, то это стимулирует выработку серотонина. У человека улучшается настроение, и он проникается доверием к сотрапезникам.

Триптофан содержится в таких продуктах, как говядина, свинина, курятина, молоко, сыр, творог, во многих сортах рыбы и овощей, в хлебе, орехах, бобовых…

Исследователи предложили одной группе испытуемых апельсиновый сок, в который был добавлен триптофан. Второй группе дали сок без триптофана. После этого всех участников попросили поиграть в следующую игру: им выдали по пять евро и сообщили, что они могут пожертвовать некую сумму из этих денег другому человеку. При этом они могли получить от экспериментаторов дополнительные финансы, но лишь в том случае, если тот, кого они "спонсировали", также поделится с ними некоей суммой. Как выяснилось, те, кто перед экспериментом получил триптофан, были щедрее, чем те, кто пил просто сок безо всяких добавок. Таким образом, пища, богатая триптофаном, увеличивает уровень межличностного доверия, а также может повлиять на наши решения. Словом, есть над чем поразмыслить…