Выйти замуж… за телевизор

В фильме "Москва слезам не верит" есть эпизод из 1959 года, в котором телеоператор говорит: "Скоро не будет ни кино, ни театра, останется только одно телевидение". Конечно, в наше время у телевидения есть весьма серьезный конкурент — интернет, но все же за более чем полвека оно прочно вошло в нашу жизнь, став и объектом народного фольклора…

Взять, к примеру, такую присказку: "Телевизор — это окно в мир, через которое улетучивается почти все наше свободное время!"

Женщина в брачной конторе объясняет, какого бы мужа ей хотелось иметь: "Он должен быть вежливым, иметь разносторонние интересы, любить животных, рассказывать мне всякие забавные истории, сообщать новости и слухи и никогда меня не перебивать". — "В таком случае вам нужен не муж, а телевизор".

Муж жалуется жене: "Фанни! Представляешь, сегодня весь день по телевизору показывали пожар". — "Пить надо меньше! Телевизор еще вчера забрали в ремонт, а ты весь день просидел перед камином!"

С изобретением пульта дистанционного управления лентяи восторжествовали: ведь теперь им не надо было вставать с дивана, даже чтобы переключить программы. Но вот парадокс — сам изобретатель этой столь необходимой в быту мелочи, американский инженер Роберт Адлер, всю жизнь не мог терпеть телевидение и свои первые пульты, которые широко начали внедряться с 1956 года, называл "Blab-off", то есть "Прекрати болтать!". В первых моделях пультов, кстати, была лишь одна кнопка, позволявшая отключать звук (Адлера особенно раздражала назойливая, агрессивная и бесцеремонная реклама). Позднее появились и кнопки мгновенного переключения каналов. Сегодня же существует даже понятие "синдром пульта" — это когда человек ощущает себя неуверенно без телевизионного пульта в руках: за обладание им члены семьи могут даже подраться…

"Дорогая, — бормочет муж сквозь сон, — выключи, пожалуйста, телевизор, постели постель и принеси мне чашечку сладкого чая". — "Ты с ума сошел, — нежно отвечает жена. — Мы в кинотеатре".

Впрочем, по мере распространения телевидения люди стали меньше ходить в кино. Но на смену восторгам по поводу "голубых экранов" пришла угроза обвального загаживания мозгов оголтелой пропагандой, чепухой и "мыльными пузырями". Первыми учуяли это американцы, назвав ТВ "ящиком для идиотов".

Телегерои и телесюжеты настолько входят в нашу повседневную жизнь, что нередко воспринимаются как реальная действительность. Так, американка Сюзен Марплеит настолько увлеклась романтическими похождениями любимых ею телевизионных персонажей, что… вышла замуж за телевизор. Свадьба проходила со всей торжественностью: гости поздравляли обряженную в фату невесту, произносили тосты за "счастье молодых" и чокались с телевизором…

Не так давно в США были созданы два весьма оригинальных клуба по интересам: "Ленивые картофелины" и "Содружество недоброжелателей телевидения". Поскольку они находятся в постоянной конфронтации друг с другом, было принято решение проводить заседания совместно, ради плодотворных дискуссий. Во время диспутов обсуждается очередная идея "картофелин", скажем, по поводу портативных телевизоров, вмонтированных в солнцезащитные очки. Оппоненты же пугают вредом телевизоров для глаз, психики и нервной системы. Последние не обходят вниманием и низкий художественный уровень телесериалов, и последствия от просмотров фильмов ужасов. Также члены клуба недоброжелателей телевидения организуют кампании добровольного выбрасывания телевизоров через окна квартир на улицу…

В Советском Союзе тоже нашлись протестующие против засилья ТВ. У одних граждан вошло в привычку плеваться на телеэкран, если он показывал что-то совсем уж несусветное, другие закрывали его на замок от детей… А известный русский писатель Виктор Астафьев признавался о своем желании запустить в телевизор утюгом…

Со временем телевидение все чаще стали именовать "второй реальностью" и "четвертой властью". Между тем, телевизионная "картинка" лишь фокусирует внимание на идеологически и социально важных явлениях и фактах. Война и преступность, повальная нищета населения одних стран и сказочное богатство других… Искусно поданные в определенном контексте события становятся частью мировоззрения человека и в значительной степени изменяют его. Изучая этот любопытный феномен, исследователи разработали так называемую "гипотезу культивации". Суть ее в следующем: чем больше времени человек проводит у телевизора, тем вероятнее, что его картину мира будет формировать контент телевизионных передач. Так что с помощью этого "пропагандистского ящика" можно заставить людей поверить во многое… Спасти нас от легковерия, демагогии, навязчивой рекламы могут лишь здоровый скептицизм и ирония. Телевизор — это протез жизни, но лучше обходится без этих заменителей…