Прокрастинация - не проклятие, а дар

Большинство работодателей пытаются бороться с ситуацией, когда подчиненные отлынивают от труда. В некоторых компаниях существуют ограничения на использование рабочего времени в личных целях. Между тем, как выяснили зарубежные ученые, прокрастинация — так называют привычку откладывать важные дела на потом — даже полезна для работы.

Прокрастинация — удел карьеристов?

В последнее время в прессе встречается много психологических рекомендаций на тему борьбы с этим недостатком.

До недавних пор считалось, что больше всего склонны к прокрастинации дети, подростки и молодые люди, которые легко могут предпочесть развлечения подготовке к урокам или экзаменам или выполнению домашних обязанностей. Однако не так давно американские исследователи обнаружили, что прокрастинация в той или иной степени свойственна целым 89 процентам вполне взрослых людей в возрасте от 26 до 39 лет, который считается оптимальным для карьерного роста. А может быть, это не зря, и в том, что люди вроде бы сознательные и ответственные тоже прокрастинируют, есть какой-то резон — задумались эксперты.

Особенно болезненно воспринимают прокрастинацию руководители рабочих коллективов. Они убеждены, что если сотрудник проводит хоть какое-то время "впустую", то он зря получает деньги. А так ли это? Недавние научные исследования показывают, что умеренная прокрастинация, напротив, идет общему делу только на пользу.

Польза "вредных привычек"

Итак, какие "вредные привычки" сотрудников следует поощрять?

Прогулки по офису

"Ничего не делает, только целый день расхаживает по офису и болтает с коллегами!" — такое нередко можно услышать о "нерадивых" сотрудниках. Но справедливо ли это? Недавно исследователь Джек Гроппел пришел к выводу, что сотрудники, которые не любят сидеть на месте, и периодически отвлекаются от работы, трудятся на 49 процентов эффективнее тех, кто большую часть времени проводит за своим офисным столом. По мнению Джека Гроппела, во время "пробежек" по офису увеличивается приток крови к мозгу, что способствует появлению перспективных идей. Поэтому перерывы в работе делать просто необходимо.

Личные разговоры

Есть компании, где сотрудникам закрыт доступ в социальные сети или же все, что делает сотрудник на своем компьютере, подвергается контролю. При этом запрещено вести личные беседы по рабочему телефону (а иногда запрещено даже пользоваться мобильными для личных целей) и не поощряются разговоры с коллегами, если они не касаются рабочих вопросов.

Команда специалистов из Массачусетского технологического университета во главе с Александром Пентлантом подсчитала, что разговоры с друзьями и коллегами "ни о чем" на 60 процентов увеличивает производительность труда. Это снимает стресс и укрепляет отношения в коллективе. К тому же, контакты с "внеофисными" знакомыми приводят к завязыванию полезных для работы связей. "Френд" по соцсети или "аське" вполне может оказаться потенциальным деловым партнером или клиентом вашей фирмы.

Сон на рабочем месте

Вряд ли начальство одобрит тех, кто дремлет за рабочим столом. А ведь кратковременный сон во время работы также способствует ее эффективности!

Джон Трогакос и его коллеги из Университета Торонто провели следующий эксперимент. Участникам было разрешено в течение рабочего дня тратить 20 минут на сон. Семьдесят процентов добровольцев после этого стали быстрее и эффективнее решать текущие задачи.

Чтение книг

Если вместо того, чтобы работать, вы читаете книгу (пусть даже и в электронном виде на экране компьютера), это может стать поводом к выговору. Однако Вероник Боленер из Лаборатории языка (Франция) выяснила, что те, кто часть проводимого на работе времени посвящают чтению художественной литературы, имеют лучшие отношения с коллегами и быстрее находят выход из критических и экстремальных ситуаций, если таковые возникают в процессе работы.

Вероник Боленер и ее команда провели ряд экспериментов с разными группами людей и пришли к заключению, что мозг человека не делает разницы между реальным личным опытом и тем, который описывается в книге. "Книжный" опыт мы переносим и на реальную жизнь, и при возникновении сложной ситуации, в том числе и рабочего порядка, используем его на практике.

Знайте меру

Разумеется, все это не значит, что вам вообще не следует заниматься работой, а вместо этого спать, читать, проводить время в болтовне или беготне по офису. Вспомните поговорку: "Делу время — потехе час!" Прокрастинация может привести к положительным результатам, но в разумных пределах.

Читайте также:

Почему мы любим откладывать на потом

Несколько приемов научиться чему угодно

Десять нестандартных правил для успеха