Риск оказался заразным

Случалось ли вам в детстве или подростковом возрасте попадать в рискованную или опасную ситуацию, например, пить спиртное или прыгать с большой высоты? Наверняка вы делали это за компанию с товарищами? Исследование, проведенное нейробиологом Синсуке Сузуки из Калифорнийского технологического института, показало, что риск является "заразительным".

Эффект наблюдения

Сузуки и его коллеги считают, что подражание рискованным поступкам других людей свойственно не только детям или подросткам. Ученые попросили 24 добровольца поучаствовать в игре. По условиям, те должны были за четыре секунды принять решение — хотят ли они получить гарантированный выигрыш в 10 долларов или рискнуть и получить шанс выиграть гораздо большую сумму… В некоторых случаях испытуемых просили понаблюдать за другими игроками или же предсказать, какое решение примет тот или иной игрок.

В том случае, если добровольцы не могли узнать, какой выбор делали другие, большинство из них вели себя достаточно осторожно и выбирали безопасную ставку, гарантировавшую им небольшой выигрыш. Но если они видели, что другие рискуют, то обычно поступали так же, даже если не видели результата — выиграл человек или нет.

"Люди могут "ловить" склонность к рискованному поведению, оказываясь рядом с рискующими людьми, — констатировал доктор Сузуки. — Но исследование также показало, что люди уклоняются от риска, если окружающие делают то же самое".

"Прежде всего, результаты исследования позволили понять, что наше собственное рискованное поведение может повлиять на пассивно наблюдающих других людей", — добавил ученый.

Исследователи решили выяснить, что же запускает "цепную реакцию" риска в мозгу людей. Сканирование мозга тех, кто наблюдал за игроками, зафиксировало нейронную активность в области, ответственной за наблюдение и обучение. Когда же эти участники сами оказывались в числе игроков и принимали решение рискнуть, активным становилось хвостатое ядро, связанное с оценкой рисков.

По мнению Сузуки, результаты его исследования позволят нам лучше понять, что происходит на финансовых рынках и почему одни акции скупаются, а другие — нет.

Решения "за компанию"

Подобные процессы часто можно наблюдать и в повседневной жизни. Мы покупаем ту же вещь, что приобрел кто-то из наших друзей, ходим к тому же врачу, массажисту, парикмахеру, что и наши знакомые. Можем отправиться скупать валюту в обменнике, поскольку именно так поступили соседи или коллеги…

Давайте посмотрим, как принимаются решения в компании. Как правило, всегда находится один человек с лидерскими задатками, который предлагает поступить тем или иным образом. Скажем, поехать в бар покутить… В обычной ситуации вы, может, и не поехали бы, так как уже поздно, вы не слишком склонны к выпивке и вообще не любите бары и пьяные компании… Но раз ваши приятели едут, то и вы не отстаете, иначе будут считать, что вы "откололись от коллектива".

К сожалению, то же самое зачастую происходит и при совершении противоправных действий. Лидер предлагает, к примеру, совершить кражу или хулиганский поступок, а его дружки соглашаются составить ему компанию, так как он является для них авторитетом, и в случае отказа они лишаются его покровительства. Поверьте, очень многие преступники совершают преступления просто "за компанию"…

От смеха до аплодисментов

Склонность к подражанию касается не только рискованного поведения. Все мы знаем, например, что смех тоже заразителен. В 2006 году в Англии было проведено исследование, в ходе которого выяснилось, что наши лицевые мышцы непроизвольно реагируют на смеющегося в нашем присутствии человека и заставляют нас по меньшей мере улыбнуться ему, если не рассмеяться… Но это, разумеется, в том случае, если между нами есть контакт.

Не секрет, что заразной является и зевота, особенно среди близких друг другу людей и даже животных — в частности, волков и шимпанзе.

В 2013 году ученые обнаружили, что "заразиться" можно и аплодисментами. Стоит кому-то одному захлопать — и все остальные тоже начинают аплодировать.

Так что мы все-таки существа общественные и куда больше склонны к конформизму, чем можно было бы предполагать. Также большинство из нас любят полагаться на мнение окружающих, а не принимать собственные решения.