Грязь полезна человеку

Новая гигиеническая тенденция: чем грязнее — тем лучше. Ежедневный душ может стать пережитком прошлого: все больше людей следуют новейшей тенденции мыться раз или два в неделю. Свой выбор "грязнули" объясняют не ленью, а заботой о здоровье, потому что излишнее увлечение гигиеническими процедурами лишает кожу естественного защитного жирового слоя.

Несмотря на то, что новая мода может показаться сомнительной, опрос британского производителя бумажных носовых платочков, салфеток и полотенец SCA показал, что 41 процент мужчин и 31 процент женщин принимают душ реже раза в день. Еще 12 процентов заявили, что они прибегают к мытью по всем правилам только раз в неделю. А 37 процентов регулярно пользуются "экспресс-душем" — обрызгивают себя освежающими спреями вместо того, чтобы нормально помыться.

Общее мнение лучше всех выразил один опрошенный, признавшийся в том, что он моется лишь тогда, когда сильно вспотеет и начнет пахнуть — после поездки на велосипеде или работы в огороде. И такой подход, отмечает социолог Ланкастерского университета доктор Элизабет Ланкастер, далеко не нов. Сто лет назад ежедневные водные процедуры считались чем-то из ряда вон выходящим — куда более популярными были еженедельные ванны. "Однако сейчас мы не находим ничего особенного в том, чтобы ходить в душ два или даже три раза в день, до и после работы и после тренажерного зала. Это стало частью нашего обычного распорядка дня, при этом обязательной к исполнению, а не опциональной", — добавляет социолог.

Впрочем, у грязнуль есть мощное лобби: во-первых, дерматологи, которых волнует воздействие агрессивных моющих средств на кожу, а во-вторых — движение "зеленых", уже давно повторяющих, что сокращение времени, которое мы проводим в душе, пойдет окружающей среде только на пользу. Некоммерческая британская компания Waterwise поясняет, что прием душа через больший интервал времени или "скоростная" помывка позволят тратить меньше воды и меньше энергии на ее нагрев, а также уменьшат так называемый углеродный след, который оставляет человечество, что поможет предотвратить глобальное потепление.

Waterwise уже начала кампанию под названием Shower Power, которую поддерживают многие знаменитости. Однако сохранение окружающей среды для большинства тех, кто редко моется — вопрос десятый: они выбрали такой гигиенический режим просто потому, что им лень часто мыться.

Глобальный совет по гигиене провел опрос, результаты которого экспертов здорово удивили. Во-первых, выяснилось что 58 процентов мужчин пренебрегают утренним душем — из-за нехватки времени или нежелания. Во-вторых, едва ли не самым популярным гигиеническим продуктом стали сухие шампуни, которые распыляются в виде спрея на волосы и через несколько минут вычесываются.

По данным сети гипермаркетов Asda, продажи сухих шампуней выросли почти на 40 процентов. При этом каждый пятый шампунь покупают мужчины. Не исключено, что в их числе — и принц Гарри, который как-то признался, что однажды не мыл голову целых два года.

Парикмахеры с подходом Гарри соглашаются: они объясняют, что слишком частое мытье головы провоцирует избыточную выработку кожного сала, из-за чего волосы быстро пачкаются и все время выглядят жирными. Поэтому звезды, как, например, Джессика Симпсон, предпочитают мыть волосы пореже, а чтобы шевелюра выглядела прилично, пользоваться пресловутым сухим шампунем.

Интересно, что исследование, проведенное Университетом Калифорнии, показало, что частое мытье действительно не идет человеку на пользу, поскольку моющие средства лишают кожу пленки из полезных микроорганизмов, которые помогают бороться со всевозможными инфекциями.

"Ежедневный прием душа нарушает естественную флору кожи и процесс выработки кожного сала", — добавляет Джон Оксфорд, профессор вирусологии Школы медицины и стоматологии имени королевы Мэри. Тем не менее, о гигиене рук забывать нельзя, напоминает Оксфорд: половина людей на планете моет руки менее пяти раз в день, а это значит, что на них скапливаются "плохие" бактерии, например, те, что живут в туалете.