25-й кадр - мистификация XX века

Его боятся. О нем ходят страшные слухи. Его винят в массовом зомбировании. Из-за него страшно сидеть в кинотеатре и смотреть телевизор. Так кто что такое легендарный 25-й кадр?

А началось все так

Осенью 1957 года в городе Форт Ли американского штата Нью-Джерси безработный рекламщик-консультант Джеймс М. Вайкари открыл неожиданное применение недавно созданному прибору — тахистоскопу, способного создавать короткие вспышки света до 1/60000 секунды. Дело в том, что такие короткие импульсы находятся ниже порога восприятия, человек их попросту не замечает.

Предприимчивый Вайкари не растерялся и объявил во всеуслышанье, что ему удалось создать новое слово в науке по воздействию на человеческие мозги, а именно "подсознательную рекламу". Он тут же стал раскручивать свой проект.

В конце 1957 года Вайкари собрал в одной из нью-йоркских киностудий 50 репортеров и продемонстрировал им специальную короткометражку, предварив показ заявлением, что в ролике содержатся сообщения, влияющие на подсознание. Более того, к просмотру прилагался отчет, в котором Вайкири информировал, что "корректно" подверг шестинедельному тесту почти 46 тысяч зрителей в кинотеатре.

Они смотрели фильм, в который были вмонтированы два рекламных сообщения "Пейте кока-колу" и "Проголодался? Ешь попкорн". Вайкари утверждал, что после подобных киносеансов потребление газировки и воздушной кукурузы значительно выросло.

Это якобы доказывало, что невидимое изображение заставляет людей покупать товары и даже не очень им нужные. А работало это так. Во время демонстрации фильма в момент смены кадров еще один проектор дополнительно проецировал на экран кадры-"шпионы". Так как в кино кадры сменяются 24 раза в секунду, дополнительная проекция получила название 25-го кадра.

Открытие привлекло внимание политиков и специалистов из FCC (Федеральной комиссии по коммуникациям). FCC потребовала от Вайкари провести демонстрацию эффекта 25-го кадра в Вашингтоне. В январе 1958 на ней присутствовали конгрессмены, представители правительственных кругов и журналисты. Никакого влияния на мозги никто из участников не ощутил.

Однако интерес к 25-му кадру не угасал. Специалисты RSA (Американская радиокорпорация), на тот момент крупнейшей в мире телевизионной фирмы, провели эксперимент и доказали, что на телевидение технологически невозможно получить незаметное для глаза изображение.

В июне 1958 года Американская ассоциация психологов официально опровергла доказательства Вайкири, а сам он исчез, захватив с собой круглую сумму. Как стало известно в патентном ведомстве ничего не знали о новом приборе, влияющем на подсознание. Кстати, заявка на патент от Вайкари тоже к ним не поступала. В 1962 году его удалось разыскать и он признался, что вся эта история была им сфабрикована от начала до конца. Рекламщик просто хотел заработать денег.

В 1991 году американские исследователи окончательно выяснили, что в существование эффекта 25-го кадра верить не имеет смысла.

Почему 25-й кадр не работает

Оказывается, если просто вклеивать в кинопленку "левый" кадр после каждого 24-го кадра, человек это легко замечает. При скорости 24 кадра в секунду глаз не фиксирует смену картинок, но видит каждую из них. На здорового человека при помощи 25-го кадра воздействовать невозможно. Любое дополнительное изображение воспринимается зрителем как помеха. Да и на телевидении нет технической возможности для создания и передачи кадра, который зритель не сможет зафиксировать на сознательном уровне.

Но легенда о 25-ом кадре продолжает волновать людей до сих пор. Происходит обыкновенная путаница. По отношению к телевидению понятие 25-го кадра вообще некорректно: нормальная скорость подачи кадров как раз и составляет 25 в секунду. Если под 25 кадром понимать дополнительный — 26-й, то он все равно будет воспринят как помеха и не окажет воздействия на подсознание.

Несмотря на это большую популярность завоевал продукт, обещающий обучить желающих иностранному языку при помощи методики 25-го кадра без всякой зубрежки. Мало кто осознает, что это словно мыльный пузырь, рекламный трюк призванный привлечь внимание потребителя и сбыть как можно больше "учебных" кассет, дисков и так далее.

Здесь секрет в следующем. Просматривая такую кассету, человек в каждом кадре видит два слова, но иностранном и на родном языке. Естественно, все это мелькает перед глазами, причем необязательно со скоростью 25 кадров в секунду. Проще говоря, это очень быстрая передача информации с экрана.

Есть люди, довольные данным продуктом, а есть те, кто считает, что это полная чушь. Тут дело в индивидуальных способностях и вере в успех занятий. Кстати у тех, кто занимается по подобной методике, отмечается интересный эффект. Повышается работоспособность, память к мелким деталям, которые раньше ускользали от внимания. Нельзя сказать, что это идет на пользу.

Методика вскрывает систему безопасности, заставляет человека замечать множество мелочей и мозг элементарно перегружается. Правда абсолютно безопасных методик ускоренного обучения не существует, они все в той или иной мере несут нагрузку на психику человека. Поэтому они все рассчитаны на взрослых и здоровых людей.

Есть мнение, что в США реклама, влияющая на подсознание, запрещена законом. В действительности законопроект о запрете такой рекламы был отклонен американскими законодателями дважды: в 1958 и 1959 годах. Бессмысленно запрещать эффект, которого не существует.

В России наоборот действует запретительная мера в отношении использования 25-го кадра. Вероятно, парламентарии не очень доверяют научным данным и рассчитывают на то, что в стране достаточно много людей, которые непоколебимо верят в возможность незаметного влияния на их сознание. А именно так эффект 25-го кадра и работает.