Музыка

Олимпийский в Земфире

Зал наполняется под бодрые британские песни типа «Mercedes Benz» (Oh lord, won't you buy me a mercedes benz?) Дженис Джоплин. В том, что площадка будет забита под завязку, не сомневается никто. Зрители будут приходить до самой последней песни, а свободных мест на трибунах не окажется уже после 3-ей.

Когда свет гаснет, а последние нотки голоса Джоплин затихают, начинается феерия. «Они видели небо, видели вместе, падали в воду,» - на сцену выходит то ли мальчик, то ли девочка, а на самом деле, Земфира. Открывая концерт песней со своего последнего альбома «Спасибо» она пытается в очередной раз доказать прописанную ею же самой истину – этот альбом ничуть не хуже предыдущих, пусть товарищи критики и иного мнения.

Первые несколько рядов танцпартера, сгруппировавшиеся, как кильки в банке, - самые ярые фанаты певицы. Они тянут руки к далекому, исхудавшему звездному телу, подпевают (или перекрикивают?) все песни и чаще всего крепко держат за ручку свою girlfriend .

Самой Рамазановой явно нравится всё происходящее – кроме довольной улыбки, которую она то и дело показывает, а то и скрывает, у нее светятся и глаза. В пыльные 90-ые она была девочкой в смешной панамке, нелепо смотрелась с гитарой в руках и пела о ромашках. В новом тысячелетии ей рукоплещет Олимпийский, и не дай бог, если кто-то скажет, что так было не всегда!

«Знаете, когда я придумала этот концерт? Нет, не знаете (смеется). Еще давно, два года назад. И наверно, завтра мне будет грустно, потому что всё это время я к этому шла. Но потом я придумаю что-нибудь еще!» - говорит Земфира, и зал взрывается от криков и аплодисментов.

Я начинаю думать, а вдруг она привыкнет? Привыкнет к такому ажиотажу, к своей чрезмерной популярности, которая бывает раз в сто лет по счастливому стечению обстоятельств. А, может, уже привыкла?

«Воскресенье», «Город», «ПММЛ», «Ненавижу», «Мальчик», перетекающий в «Господа». На «Мальчике» Земфира почти леди, в импровизированном платье, надетом прямо поверх брюк. Под «Господа» вверх взмывает бас-гитарист и продолжает играть, как ни в чем ни бывало.

Вы когда-нибудь задумались, каково это – быть Земфирой? Я часто об этом думаю, но всё не могу представить.

Находится место и «Сердцу красавицы», и фотографии Марины Цветаевой на заднем экране. Всё это – заслуга Ренаты Литвиновой, научившей певицу романтизировать. Пока Земфира ловит ток от зала и отдает ему свою энергетику взамен, Литвинова вовсю отплясывает с Артемием Троицким в vip -ложе. И пусть подавятся те, кто сказал, что творческо-любовный союз Земфиры и Ренаты распался.

«Пробки», «Красота», «Мы разбиваемся». Дань почти классикам Radiohead и их «No surprises», потом «Небо Лондона». Некогда опомнится, некогда вздохнуть. Здесь зал, как единый организм, как сердце, стучащее на экранах во время исполнения «Любовь как случайная смерть». «All You Need Is Love» - уверяет Земфира, и этому веришь, как абсолютной истине.

Она проста и искренна в своих диалогах с залом, как в фильме о себе. Там она делится мыслями со своей подругой, здесь – со своими поклонниками. Земфира вообще любит размышлять и философствовать, для нее это как хобби. И как еще одна платформа для новых песен.

«Москва! Ну, что вы как Донецк какой-то?!» - возмущается и выдает «Ромашки». И они, и «Ариведерчи», и «Почему» звучат совсем по-новому, в других аранжировках.

«Хотим сейчас спеть новую песню, – говорит Земфира. Да, не радуйтесь так, не нашу… Москва незаметно стала мне домом. Или заметно. Уфа осталась городом моего детства». Так начинается песня «Монгола Шудана» о Москве. Рамазанова поет ее единожды и только для Олимпийского, где должны быть все ее поклонники, а значит, для всех.

Завершает большой концерт песня «Спасибо», которую Земфира посвящает нам, критикам жестокого пера. Вверх поднимаются плакаты, до этого мирно лежащие на сиденьях. «Спасибо» за «Спасибо». Своеобразный флэш-моб, устроенный организаторами, для Земфиры окажется сюрпризом. Об этом она сама скажет чуть позже и только «своим».

Вот и сказке конец, хотя… Она то возвращается, то уходит вновь. Каждый раз, обещая спеть последнюю песню, выходит еще и еще. И заканчивает то, к чему шла столько времени, детской песней про Снегурочку из мультика «Ну, погоди».

Когда зал Олимпийского двигается в сторону метро, напевая охрипшим голосом недавно услышанные песни, я думаю о том, что никогда так не смогу. То ли концерты мне приелись, то ли музыка Земфиры не трогает, но для меня это – второй просмотр так и не вышедшего на DVD фильма Литвиновой – «Зеленый театр в Земфире». Мне даже где-то стыдно за это, и я стараюсь ни с кем не делиться своими впечатлениями о концерте, а на вопросы о том, понравилось ли мне, грустно улыбаюсь.

Для меня Земфира останется феноменом моего века. Я помню те первые аудио-кассеты с той простенькой обложкой в виде обоев. Она лежала у нас дома, в шкафу на кухне и была заслушана до дыр моей мамой. Помню первые интервью, первую нелепость этой новомодной певицы. Кто бы знал, что она обернется такой сумасшедшей любовью. Мне, маленькой и глупой, тогда эта Земфира не нравилась. Сейчас тоже не нравится, от случая к случаю. Хорошо, что только мне.

«Это выступление было фееричным! 3,5 часа бесконечного счастья!!!» - напишет потом один из многочисленных поклонников творчества госпожи Рамазановой. Так напишут почти все те, кто первого апреля обошелся без шуток и пришел на, наверное, самое главное событие месяца.

Земфира поделится эмоциями уже на следующий день после концерта, не скрывая своего превосходства:

«Да. Сделать большой концерт - это вам не фунт изюму съесть. У меня так много слов, и при этом я люблю точность и сдержанность. Вчера было больше чем большой концерт. Моя победа. И ваша тоже. Не в войне какой-то, а внутри себя. Звонила утром Шурову, поболтали. Он ничего не понимает, я тоже. Когда поймём и поймём ли вообще неизвестно. Пресловутые слёзы появились только сегодня в обед. Я ехала по залитой солнцем Москве, и меня вдруг вштырило под прекрасную песню. Мне настолько хорошо, что я не могу носить в себе столько - хочу отдать, поделиться... СПАСИБО фан-зоне. Вы лучшие. И это справедливо. Лучшей певице - лучшая фан-зона...»

Она снова уйдет, уже не по-английски, но как несколько лет назад, и кто знает, сколько недель тишины наступит для тех, кто дышит на ее музыку – 14? Больше? Меньше?

«… и я удаляюсь. Конечно, я отдам злосчастные бисайды такой-то компании, сделаю достойное оформление нашего фильма, выпущу винил. Но вообще-то я ухожу) Жить и писать песни. Ваша певица Земфира»

Анна Павлова

(За фото благодарим Одорского Станислава).