Шоу-бизнес

Когда Сталин шутит...

Комментарии вождя изобилуют просторечной лексикой и более чем вольными формулировками. Карандашные (синего и красного цвета) надписи сделаны Сталиным на репродукциях картин Серова, Иванова, Сурикова, Чистякова и пр. с изображением обнаженной натуры.

По словам организаторов выставки, все материалы являются подлинными, что подтверждено соответствующей почерковедческой экспертизой. Кроме почерковедов рукописями занимались историки из Института истории АН РФ, специалисты по риторике Сталина с филологического факультета МГУ, а также психоаналитики, сообщает "Правда.Ру".

По словам директора издательства «Автограф века» Юрия Панкова, привлекавшегося к работе с материалами, все тексты по своей сути являются не более чем «словесным хулиганством» и если бы под ними не стояла подпись человека, более 30 лет руководившего страной, говорить было бы не о чем. В данном же случае «микротексты» позволяют абсолютно четко рассмотреть структуру личности Сталина. Все их условно можно разделить на 4 группы.

Первая - «посвящения» реальным историческим персонажам (Горький, Калинин, и пр.). Например, «Плеханов! Зачем зовешь назад? Трус и лишенец». Вторая группа: общефилософские жизненные размышления, типа «Голой жопой не сиди на камнях». Третья группа - откровенно эротическо-порнографическая, пересказывать которую в отрыве от изображения бессмысленно. Тут надо не только читать, но и смотреть.

Четвертая группа комментариев привязана к политике и идеологии: «Иди тимуровец учись чем стенку ковырять» или «Рыжий паршивец Радек! Не сцал бы против ветра, не был бы злой, был бы живой». Скандальность последней надписи, адресованной Радеку, состоит в том, что, по сути, является косвенным свидетельством причастности Сталина к убийству автора (вторым был - Бухарин) Конституции СССР в Верхнеуральской тюрьме 19 августа 1939 года. Или, по крайней мере, его осведомленности.

При каких обстоятельствах репродукции попали вождю, точно не известно. По мнению исследователей, они представляют собой часть материалов, переданных Сталину из Оргкомитета Союза художников как приложение к тексту идеологической платформы соцреалистического изобразительного искусства.