Общество

Европа беспробудно гудит и не думает просыхать

Несмотря на то, что национальных и семейных праздников в России на порядок больше, чем на Западе, в странах Европы всерьез озабочены нарастающей проблемой потребления спиртных напитков. В том числе среди молодежи, которая оказывается падкой на тонизирующие жидкости. Голова начинает болеть уже у трезвых законодателей.

В Ирландии, например, где недавно отшумело празднество, посвященное дню Святого Патрика, ежегодно на трезвую голову подсчитывают деньги, ушедшие на бутылки. “Веселье” и, как следствие, преступления, езда в нетрезвом виде, многочисленные дебоши ежегодно влетают гражданам в копеечку. В 2004 году, например, пришлось выложить 3 миллиарда долларов - за удовольствия, как известно, нужно платить.

При этом Ирландия уже выбилась в лидеры среди остальных европейских стран по части растранжиривания денег на удалые попойки. Так, в прошлом году в среднем каждый взрослый ирландец отнес в паб около 2 400 “зеленых”, несмотря на увещевания правительства и призывы работников здравоохранения. В связи с далеко не утешительными тенденциями и, соответственно, перспективами звучат уместные предложения: задавить спиртную продукцию налогами (именно по такому пути пошла Швеция), сократить количество заведений, имеющих разрешение торговать алкоголем, отвратить взор подрастающего поколения от соблазнительных рекламных кампаний, проводимых повсеместно. Причем последнее становится все более необходимой и неизбежной мерой.

Отчеты комиссий заставляют задуматься администрацию британского премьер-министра. В Объединенном королевстве молодые люди все чаще пьют прямо из горла. При этом, согласно официальным данным, ежегодно регистрируется до 22 000 смертельных случаев в связи с потреблением алкоголя - и издержки государства оцениваются, соответственно, в 33 миллиарда долларов в масштабах всей страны. За столицей Великобритании, Лондоном, давно закреплен “почетный” титул “европейской спиртной столицы ”. Среднестатистическая двадцатилетняя женщина Великобритании еженедельно выпивает 4 бутылки вина, чего не позволяют себе европейские соседки.

Для справки
Винные пары начинают застилать глаза не только британскому премьер-министру и европейским правительствам. Крепкие напитки – неизменная причина головной боли для руководства американских колледжей и университетов. По словам Генри Вехслера (Henry Wechsler), сотрудника Гарварда, двое из пяти студентов, обучающихся в колледжах Америки, регулярно выпивают. До 14 000 студентов ежегодно умирают в стране по этой причине. В большинстве своем - из-за несчастных случаев на пьяную голову.
Японию также не обошла насущная западная проблема. За последнее время наряду с экономическим ростом значительно возросло количество молодых людей, потребляющих горячительные напитки.

Европа начинает терять контроль над распространяющейся “новой болезнью”. Многочисленные исследовательские программы демонстрируют неуклонный рост числа потребителей алкогольной продукции. При этом неутешительная статистика начинается со средних образовательных учреждений.

Еще в 2001 году, во время проведения конференции Всемирной организации здравоохранения, посвященной проблеме потребления алкоголя молодежью, высказывались опасения об ухудшающейся обстановке в Восточной Европе. Несмотря на положительные сдвиги в отдельных районах Европейского континента, в целом население, и не в последнюю очередь молодые люди, спивается.

При этом было замечено, что в Средиземноморье чаще злоупотребляют вином, нередко рассматривая его как составляющую диеты. В североевропейских странах в большем почете пиво, которое рекой течет в многочисленных пабах и барах.

При этом общественность начинает мириться с подобным положением дел и не видит в объемах опустошаемых бочек ни пинты проблемы.
Отчасти виноваты в этом маркетинговые модели: “купи одну бутылку и получи вторую бесплатно”, а также устойчивые представления, что имидж невозможно создать без бутылки.

Впрочем, любители выпить сами выступают с инициативными предложениями. Правда, диаметрально расходящимися со взглядами законодателей. Так, некоторые представители предлагают снять проблему с повестки дня и разрешить открытую продажу алкогольной продукции молодым людям. По их мнению, правительство само усугубляет и драматизирует ситуацию. Постоянные разговоры о том, что это вредно и смертельно, лишь разжигают интерес молодежи. Запретный плод, как говорится, сладок и притягателен.

Таким образом, всем известное пророчество, которое неоднократно связывалось Западом с судьбой России и странами пост-советского пространства, нависло над пропитой Европой. Ситуация сложная. Без бутылки, как говорится, не разобраться.