Политика

"Темное дело" товарища Рашкина. Или шанс на "американскую мечту" россиянина Рашкина?

Сказки об «американской мечте» всегда будоражили интерес мировой общественности. Однако в политизированной России аншлаг собирают совсем другие истории. Например, когда герой является статусной персоной и молниеносно получает миллионы долларов. Вот это – настоящий скандал «русского размера»!

Наверное, именно поэтому депутат Госдумы и одновременно лидер саратовских коммунистов и секретарь ЦК КПРФ Валерий Рашкин в последнее время привлекает к себе столько профессионального и просто любопытствующего внимания. Напомним, парламентарий начал настойчиво выступать в защиту бывшего министра Саратовской области Геворга Джлавяна, находящегося под следствием в связи с обвинениями в масштабной коррупции.

Эта достоверная информация наложилась на многочисленные сообщения «народного радио», в том числе и в стиле «американской мечты» - мол, Джлавян пообещал за свое «спасение» десять миллионов долларов. Прямо-таки уникальный шанс на внезапное богатство! Слухи, разумеется, связали воедино активность Рашкина и малореальное, но уж очень заманчивое «предложение» Джлавяна.

То, что коммунист публично протянул руку обвиняемому в коррупции, это – «прелюдия». Основные «действия» этой постановки становятся все новыми и новыми поводами для продолжения очередной «мыльной оперы» информационного потока. В ходе развития событий Валерий Рашкин обвинил в «коррупционных грехах» единоросса Вячеслава Володина, своего земляка и коллегу по Госдуме: якобы Джлавян давал ему крупные «откаты». Тот сразу же обратился с суд и иском о защите чести и достоинства, который благополучно выиграл 12 мая. В качестве компенсации морального вреда Рашкина обязали выплатить двадцать тысяч рублей.

Судебным эпизодом дело не ограничилось. Далее на очереди стоял эпизод прокурорский – причем несколько «из другой оперы». Саратовская городская прокуратура дважды приглашала Рашкина на допрос по делу Джлавяна. Не получив ни отказа, ни высказанного желания встречи – депутат Госдумы допрашивается только с его согласия – следователь Васильев обратился за помощью к самому Зюганову. В официальном письме прокурор города Саратова попросил руководителя фракции КПРФ «оказать содействие» в явке высокостатусного партийца 15 мая. Но это обращение тоже не помогло.

Учитывая парламентский статус Рашкина, вполне логично предположить, что депутат просто не смог оторваться от насущных государственных дел. Однако, по его собственному заявлению Интернет-изданию «Электорат. Инфо», он вообще ничего не знал о приглашении в прокуратуру. И это при том, Зюганов просьбу из Саратова получил своевременно. Прямо-таки внутрипартийная или какая-то еще витиеватая интрига!

Также заслуживают внимания и слова Рашкина о том, что следователь хочет его видеть совершенно по другому делу – по поводу его конфликта с представителями движения «Молодая гвардия».

В общем, дело ясное, что дело темное. Интернет-издание «Yoki» «достучалось» до саратовской городской прокуратуры. Нам удалось поговорить со следователем Алексеем Васильевым, который приглашал и приглашает на допрос депутата Госдумы, секретаря ЦК КПРФ и лидера саратовских коммунистов Валерия Рашкина.

Корр.: Сколько раз Вы уже приглашали в прокуратуру Валерия Федоровича Рашкина?

Следователь Васильев: Приглашение, по которому депутат Рашкин не пришел 15 мая, было уже третьим по счету. Его мы адресовали через Зюганова. До этого направлялись запросы к нему в партию, где говорилось, что мы приглашаем его в прокуратуру города Саратова для допроса в качестве свидетеля.

Корр.: А может ли он вообще не явиться?

Следователь Васильев: В 56-й статье Уголовно-процессуального кодекса сказано, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы не подлежат допросу в качестве свидетеля без их согласия. И я этого согласия пока не услышал. Но считаю, что даже если он этого согласия не дает, то пусть хотя бы придет и скажет, что я не желаю давать показания. Сейчас я не могу даже узнать его волеизъявление.

Корр.: Раньше у Вас были какие-то трудности с приглашением депутатов?

Следователь Васильев: В принципе, трудностей никогда никаких не было. С депутатом такого уровня мне предстоит общаться впервые. Ранее к нам приглашались депутаты областной и городской дум. Я направлял запросы, со мною созванивались их помощники. Если депутат не мог прийти в назначенное время, мы назначали другое. При необходимости я оставался позже – в рамках времени, установленного законодательством.

Корр.: Если Валерию Федоровичу будет удобно встретиться поздно вечером, Вы его дождетесь?

Следователь Васильев: Конечно, дождусь. Что делать, если человек занятой. В таких случаях я всегда иду навстречу. Если мы с ним время согласуем, то я дождусь его обязательно. Мне сказали, что он в Саратове будет в четверг-пятницу. Вот в это время я буду с ним связываться и приглашать. Если он мне даст категорический отказ, я думаю, Вы также об этом все узнаете.

Корр.: По какому делу Вы намерены допросить Рашкина?

Следователь Васильев: По делу Джлавяна.

Корр.: А по делу «молодогвардейцев»?

Следователь Васильев: Кстати, по этим событиям, имевшим место быть 1-го мая, у меня тоже есть необходимость его допросить. Но сейчас я вызываю Валерия Федоровича именно в рамках «дела Джлавяна», которое возбуждено 5 мая 2006 года. В рамках возбужденного уголовного дела я хочу допросить Рашкина в качестве свидетеля и приглашаю его.

По поводу «молодогвардейцев» – это материал проверки, который я получил только во вторник вечером. В его рамках мне необходимо взять у Валерия Федоровича объяснение по поводу его высказывания. Разумеется, все будет сделано только с его согласия. Мне необходимо пообщаться с ним и выяснить, допускал ли он оскорбительные высказывания. На проверку Законом отведен срок от трех до десяти суток.

При желании Рашкина я могу его и в один день опросить сразу по двум вопросам – мне законодательство не запрещает. Интересы Валерия Федоровича ни в коем случае нарушать не буду.

Корр.: Мог ли Валерий Федорович знать, что Вы будете его вызывать по поводу первомайских событий?

Следователь Васильев: Нет, он не мог знать об том. Только в понедельник вечером мне поступили на рассмотрение документы о событиях, произошедших первого мая – то есть о «молодогвардейцах» и Рашкине.

Корр.: Может, Рашкин все же вообще не знает, что Вы хотите с ним побеседовать?

Следователь Васильев: Как не знает?! Даже в СМИ было много информации об этом. В понедельник около восьми утра в новостях на «Русском радио» сказали, что Рашкин приглашался в прокуратуру для допроса в качестве свидетеля.

Корр.: Если все же Валерий Федорович не сможет с Вами встретиться в Саратове – скажем, времени не хватит, Вы готовы поехать в Москву?

Следователь Васильев: Если возникнет такая необходимость, мы данный вопрос рассмотрим. Наши сотрудники в командировки часто выезжают. В целях оперативного рассмотрения уголовного дела, я готов вылететь в Москву.