Психология

Плюсы и минусы жизни оффлайн

Канадский репортер Джош Тэппер получил от редакции важное спецзадание: неделю не проверять электронную почту, не писать SMS-сообщений и не пользоваться интернетом. По прошествии семи дней журналист должен был рассказать читателям о том, чем же прекрасна жизнь оффлайн. Или, наоборот, плоха. Что же получилось из этого интересного эксперимента?

"В рамках своей серии публикаций "Жизнь на проводе" я упоминал о том влиянии, которое на нас оказывает интернет. Исследователи считают его крайне негативным в том, что касается наших мыслей и нашего поведения. Поэтому, когда мне поручили отключиться на неделю, я воспринял это как возможность сравнить то, о чем я писал, с личным опытом, изучив свои привычки под микроскопом. Единственным препятствием была моя работа — журналисты привязаны к электронной почте. Так что редакторы сделали мне эту поблажку.

Хотя я и полагаюсь на технологии, я ими не одержим. И, как ребенок цифровой эпохи, я всегда был непослушным сыном, избегая обезличенного общения онлайн в пользу разговора глаза в глаза. Я до сих пор отправляю написанные от руки письма, а мой третий iPhone полезен не более, чем рожок для обуви. Уйти в виртуальную тень, думал я, будет сродни приятной прогулке. Как же я ошибался!

Ученые говорят, что чрезмерное пользование интернетом — практика, которая в ходу в большинстве развитых стран мира, — заставляет нас больше отвлекаться и делает нас социально некомпетентными. Наша способность чувствовать находится под угрозой: будучи все время онлайн, мы теряем связь с самими собой.

Плюсы и минусы жизни оффлайн. 21658.jpeg

Я всегда говорил, что технологии не играют большой роли в моей жизни, но за последние несколько лет заметил, что испытываю ряд связанных с ними проблем. Моя память, к примеру, ухудшилась. Если я пытаюсь вспомнить анекдот, то вспоминаю самый короткий. Словно я прыгнул в бассейн с мутной водой и пытаюсь поймать что-то, что постоянно ускользает от меня.

За то время, что я был отключен, я не раз ловил себя на мысли о том, что хочу залезть в "Википедию" и посмотреть, чем Петрарка отличается от Салютати. Однажды вечером, просматривая журнальную статью о политике Канады в отношении Ирана, я тупо уставился мимо страницы, пытаясь вспомнить хронологию экономических санкций — проблема, которую я до этого решал за пару минут при помощи Google.

Исследователи говорят, что наша привычка переключаться с одного вида онлайн-деятельности на другой ухудшает нашу краткосрочную память. Но это безболезненный эффект — мы часто не понимаем, что потеряли, пока не обратимся к памяти в поисках нужного ответа и не останемся с пустыми руками.

Всю неделю я то и дело испытывал неудобства — будь то необходимость отправить SMS или посмотреть онлайн-карты. В самом начале недели, когда я рассказал своим друзьям, что буду использовать только один вид связи — телефон, один из них отставил в сторону свой мохито и саркастически поинтересовался: "И зачем ты так усложняешь себе жизнь?".

Конечно, одной недели не хватит, чтобы точно оценить когнитивные и социальные последствия жизни "в отключке". Мои навыки общения остались на том же уровне, а расширить кругозор мне не удалось. Но когда я приходил домой после работы, я чувствовал себя более свободным — от электронной почты, от необходимости искать информацию в интернете. Разве что острее чувствовал ход времени, читая книгу или журнал. О том, что происходит в мире, я совершенно забыл — ровно до тех пор, пока на восьмой день испытания не взял телефон, не прочитал более сотни электронных писем и не побежал на работу".