Общество

"Итальянский Шиндлер" оказался нацистом

На протяжении нескольких десятилетий Джованни Палатуччи, полицейского чиновника, считали героем и в Израиле, и в США, и в Италии, где в его честь даже назвали улицы, площадь и парк: в годы Холокоста Палатуччи, "итальянский Шиндлер", спас около пяти тысяч евреев. Однако на днях американский Музей Холокоста удалил часть выставки, посвященную Палатуччи — выяснилось, что он, во-первых, был нацистом, а во-вторых, активно участвовал в переправке евреев в Освенцим.

К такому выводу пришли сотрудники Центра Примо Леви при Центре еврейских исследований в Нью-Йорке. Более десятка исследователей, рассмотрев свыше 700 документов, заключили, что на протяжении шести лет Палатуччи был "ревностным исполнителем нацистского законодательства и, после принятия присяги на верность Итальянской социальной республике Муссолини, сотрудничал с нацистами".

В итальянских и немецких документах не нашлось ни одного доказательства того, что Палатуччи помогал евреям во время Второй мировой войны. Первое подобное упоминание всплыло только восемь лет спустя после окончания войны, в 1952 году. А вот свидетельства, что "итальянский Шиндлер" помогал нацистам вычислять евреев и арестовывать их — есть. Каким образом из палача сделали героя, непонятно. Однако эксперты считают, что героизация Палатуччи обусловлена попыткой Италии обелиться после войны.

Изначально исследователи хотели понять роль города Фиуме, в котором Палатуччи работал начальником полиции, в поддержке фашистского режима. А обнаружение документов, развенчавших образ самоотверженного героя, стало лишь побочным результатом этого расследования.

Читайте также: Как из проблем сделать приключение

До обнародования выводов исследования Палатуччи приписывали спасение тысяч евреев в период между 1940 и 1944 годами. Якобы в 1943 году, когда нацисты оккупировали город (сейчас он называется Риека и находится на территории современной Хорватии), Палатуччи уничтожил важные документы, чтобы немцы не отправили местных евреев в концлагеря. Смерть "итальянского Шиндлера" в возрасте 35 лет в лагере Дахау, казалось бы, только подтверждает версию о его героизме.

Историкам удалось найти эти "уничтоженные" записи в Государственном архиве Риеки. В них говорится, что к 1943 году в Фиуме проживали 500 евреев, большинство из которых, 412 человек, закончили свои дни в Освенциме — это больше, чем в любом другом итальянском городе. Палатуччи же был не главой полиции, а заместителем комиссара, ответственного за соблюдение нацистских законов. Более того, его депортация в Дахау была не местью за спасение евреев: немцы просто обвинили Палатуччи в хищениях и измене.

Наталья Индрими, исполнительный директор Центра Примо Леви, поясняет, что мифологизация "подвигов" Палатуччи началась в 1952 году — дядя полицейского чиновника Джузеппе Мария Палатуччи переписал героическое прошлое своего племянника, чтобы выбить у итальянского правительства пенсию для его родителей. Далее история только набирала обороты — теперь уже для поддержки репутации Папы Пия XII, которого еврейские организации обвиняли в равнодушии к проблеме геноцида. "Джованни Палатуччи — олицетворение молчания, самодовольства и послушания многих молодых итальянских офицеров, которые с энтузиазмом отнеслись к последним страшным шагам Муссолини", — отмечает Индрими.

Читайте также: Работает ли в жизни "принцип бумеранга"?

Между тем история "самоотверженности" Палатуччи стала темой множества книг, статей и одного телефильма. А в прошлом месяце Ассоциация Джованни Палатуччи приписала его потустороннее вмешательство чудесному исцелению мужчине с раком почки — вот-де насколько он свят. Еще раньше, в 2005 году, Антидиффамационная лига присудила Палатуччи свою Премию мужества, а мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг объявил 18 мая Днем мужества Джованни Палатуччи.

Александр Стилле, профессор факультета журналистики Университета Колумбии, поясняет, что образ Палатуччи — результат усилия трех мощных институтов: "Итальянское правительство очень хотело реабилитироваться и показать, что оно было лучше и гуманнее его нацистских союзников. Католическая церковь стремилась поведать свою историю о положительной роли Церкви во время войны, а государство Израиль продвигало идею праведников и рассказывало о простых людях, которые спасали простых евреев".