Сплетни

Трудовой звездный прейскурант

Конечно, рыться в чужом кармане нехорошо. Но только конченый бессребреник не хочет узнать, кто почем в актерском мире. И мы решили провести независимое расследование - так сказать, потешить любопытство. Итак…

Отечественные «трудяги»

Актер массовки в России зарабатывает примерно $ 10-20 за эпизод. Хотя в крупнобюджетном фильме он может получить и $ 100. Съемочный день начинающих актеров оценивается в $ 50. А многие из них готовы сами приплатить ассистенту режиссера, чтобы он «продвинул» их на второстепенную роль: засветившись, уже можно претендовать на прибавку, по мере «раскрутки» будут расти и гонорары.

Так всем известный любитель пива Александр Семчев начинал свою карьеру с $ 300 в день, а сейчас его ежедневная «ставка» подчас превышает $ 1.000. Также повысил свою «стоимость» до «штуки» баксов после успеха картины «Кукушка» питерский актер Виктор Бычков (в народе - Кузьмич). Гонорар за съемку в сериале Владислава Галкина, Алексея Булдакова, Александра Балуева, Валерия Гаркалина и Чулпан Хаматовой - $ 2.000.

По слухам, Евгений Миронов получал за съемки в сериале «Идиот» в качестве главного героя $ 5.000 в сутки. Съемочный день Инны Чуриковой оценивается в $ 7.000, Владимира Машкова и Олега Меньшикова – в $ 7.000 – 10.000, Сергея Маковецкого – от $ 5.000.

Сергей Безруков и Олег Табаков соглашаются работать за $ 4.000 в день, Александр Абдулов и Константин Хабенский – за $ 3.000, а вот Олегу Янковскому меньше $ 10.000 лучше даже не предлагать. Правда при таком раскладе и количество съемочных дней подчас резко уменьшается. Зато, по слухам, за съемки в полнометражном фильме Олег Янковский получает $ 70.000 – 100.000.

Средняя ставка уже известных, но не достигших звездного статуса актеров - от $ 400 до 1.000 за съемочный день. Игорь Ливанов в фильме «На углу у Патриарших» зарабатывал $ 400. Исполнитель главной роли в сериале «Гражданин начальник» Юрий Степанов - $ 450. Наталия Крачковская оценивает свой ежедневный труд в 500 "баксов".

По $ 500 в день получали исполнители главных ролей нашумевшего сериала «Бедная Настя»: актриса Елена Корикова (Анна), Даниил Страхов (Корф), Петр Красилов (Репнин), Дмитрий Исаев (цесаревич Александр), Марина Александрова (принцесса Мария). Сначала бюджет сериала "Бедная Настя" составлял $ 11.400 тысяч, и продюсеры планировали рассказывать историю Анны Платоновой в 120 сериях, но костюмированная мелодрама разрослась до 170 серий. В результате актеры второго плана стали получать по $ 200, а общий доход Елены Кориковой достиг $ 100.000...

Ирина Розанова в фильме «Русские амазонки» получала за работу $ 1700 в день.

Сергей Безруков за съемки в фильме «Азазель» якобы огреб в 2001 году 171тыс.600 руб. Именно эта сумма значится в бухгалтерских отчетах. Однако, говорят, значительную часть гонорара актер получил в конверте из так называемой «черной кассы». А за сериал «Бригада» Безруков, по слухам, выручил в общей сложности $ 200.000.

По данным Министерства по налогам и сборам, в 2000 году Олег Меньшиков заработал в театре 25 тысяч рублей, в 2001 году – 97.391 рубль чистыми, а в 2002 году - чуть более 137 тысяч рублей. В кино Меньшиков снимается редко, но рассказывают, что за съемки в «Статском советнике» ему платили $ 8.000 в день.

Кстати, официальные доходы наших актеров сильно разнятся с реальными. Так, по данным Министерства по налогам и сборам РФ, мега-звезда Владимир Машков за съемки в фильме «Олигарх» Павла Лунгина в 2001 году получил через кассу бухгалтерии 100.000 рублей - примерно $ 3.500. Однако, по слухам, кинокомпания «Олигарха» выложила ему авансом $ 40.000.

По данным того же Министерства по налогам и сборам, в 2000 году Владимир Машков заработал в России чуть больше 177 тысяч рублей чистыми; в 2001 году - 466 тысяч рублей; в 2002 году киносъемки принесли Владимиру Львовичу более 366 тысяч рублей, работа в театре - 13 793 рубля, в продюсерской фирме - 7 тысяч рублей, а от «Российского авторского общества» Машков получил 103 344 рубля, учтенных налоговыми органами.

В киногруппе «Идиота» говорят, что Машков на роли Рогожина разбогател примерно на $ 50.000. Причем, по признанию самого актера журналистам, ради нее он не подписал миллионный контракт в Голливуде, отказавшись от приглашения самого Клинта Иствуда. Позже актер «одумался». По слухам, последний контракт на съемки в иностранном фильме Машков заключил на $ 200.000, ради чего отказался от съемок теперь уже в отечественном кино - «Мастере и Маргарите» режиссера Бортко.

А вот всем известные "Менты", в действительности, никогда не получали больше $ 1.000, причем не за съемочный день, как утверждается в прессе, а за съемку в одной серии. Говорят, из-за низких гонораров (30 долларов за съемочный день) сериал в свое время покинул Александр Лыков (Казанова). Актер хотел утроить свой гонорар, но продюсеры предпочли отказаться от его услуг.

Сейчас картина несколько изменилась. Александр Лыков, снимаясь в других сериалах, исправно получает не меньше $ 1.000 за серию (это примерно 4-7 съемочных дней), а его бывшие коллеги, став знаменитыми, кладут себе в карман за ту же серию по 3.000 – 5.000 «зеленых».

Гонорары актеров второго плана в отечественных телевизионных сериалах, как правило, не превышают $ 300-400 за серию.

Режиссер полнометражного фильма получает не меньше 10% от бюджета фильма, а вот мэтры отечественного кинематографа запрашивают обычно не меньше 20%. То есть если бюджет фильма, к примеру, $ 500.000, то $ 100.000 отойдет режиссеру.

Очень часто «разводят» сценаристов. Начинающим за сценарий полнометражного фильма, если повезет, платят $ 10.000, хотя стандартный гонорар сценариста должен быть в два раза больше. Сериалы, как правило, обходятся еще дешевле - $ 1.000 – 5.000 за серию. Но максимальную сумму пока удалось получить лишь Зое Кудря («Курсанты») и Алексею Тимму («Next»). Сюжет для полнометражного фильма оценивается в мировой практике как 3% от общего бюджета фильма.

Вознаграждение оператора обычно составляет 25-30% от гонорара режиссера-постановщика, то есть примерно $ 25.000 в среднем…

Голливудские «трудяги»

За рубежом другие цены на жизнь. И если придирчиво исследовать голливудский кинобизнес с самых низов, можно сделать вывод, что наши актеры просто шикуют! 90% актерского состава «фабрики звезд» получают $ 5.000–10.000 в год, а это по меркам Голливуда – даже не прожиточный минимум.

- В Голливуде один лишь налог в кинобизнесе составляет 45%, а в любом другом – примерно 30%, - рассказал в своем интервью «русский Шварценеггер» Александр Невский, сыгравший в фильме «Московская жара», - а это значит, что, получив даже $ 100.000 за роль, вы должны будете отдать $ 45.000 на налоги!

Еще 10-20% нужно отстегнуть вашему агенту, причем не от остатка, а от начальной суммы, и еще $ 10.000 – менеджеру или адвокату… В итоге остается примерно $ 35.000. А снять однокомнатную квартиру в Нью-Йорке или Лос–Анджелесе стоит около $ 2.000 в месяц. Да еще нужно чем-то питаться, во что-то одеваться и куда-то ходить… Вот и приходится начинающим актерам подрабатывать официантами, зазывалами, продавцами.

Конечно, именитым актерам платят больше. Но сколько пройдет лет, прежде чем новичок станет Киану Ривзом и получит за съемки в «Матрицы» $ 57 млн. (на самом деле, это только за третью часть, а за все - $ 206 млн.)? Или хотя бы Камерон Диаз, сорвавшей за фильм «Ангелы Чарли» $ 18,5 млн.?

За роль «Терминатора-3» Арнольд Шварценеггер отхватил $ 30 млн. Том Хэнкс, Уилл Смит, Мел Гибсон, Джим Керри и Адам Сэндлер давно уже не снимаются меньше чем за $ 25 млн. В эту «весовую категорию» попали также две дамы - Кэмерон Диас и Джулия Робертс. А в число «двадцатимиллионников» вошли Рассел Кроу, Харрисон Форд и Лео ДиКаприо.

Режиссеры в Голливуде получают в качестве гонорара процент от прибыли. Причем у некоторых из них он неуклонно растет. Так Стивен Спилберг, будучи режиссером и продюсером своих фильмов, в 1994 году получил в качестве суммарной прибыли от всех своих картин $ 165 млн., а в 1997 – уже $ 283 млн. Неплохие условия контракта сейчас и у режиссера «Властелина колец» Питера Джексона. Сняв свой новый фильм «Кинг-Конг», он получает $ 20 млн. плюс почти 20% прибыли от будущих фильмов.

Еще одна отличительная черта Голливуда – наличие различных творческих обществ, гильдий, союзов и профсоюзов. К примеру, в актерский профсоюз входит свыше 100.000 актеров, которые тем самым, с одной стороны, обеспечили себя постоянной, подчас довольно нудной и неинтересной работой, а с другой – члену голливудской гильдии актеров не могут платить гонорар меньше, чем сумма, обозначенная данным профсоюзом в контракте.

Кстати, точно такие же условия соблюдаются и в других творческих сообществах «фабрики грез» - объединениях режиссеров, сценаристов, композиторов и даже гримеров. Так член Гильдии сценаристов не может получить за оригинальный сценарий меньше $ 80.000. В противном случае (особенно если его имя «забудут» указать на кассете или в титрах) адвокаты гильдии затаскают обидчиков по судам.

Оператор-постановщик получает, как правило, не меньше 2-4% от бюджета фильма. Таких операторов может быть на одной картине и несколько. Например, в съемках фильма «Властелин колец» было задействовано аж 9 операторских бригад.

То же самое происходит и в стане стилистов. Гример с незначительным стажем может получать $ 1.000 в месяц при ежедневной работе, в то время как именитый стилист, к примеру, Крэг Сароян подходит к звезде ближе, чем на пушечный выстрел, лишь за $ 400 за один сеанс. Говорят, что перед награждением премией «Оскар» он умудрился причесать Джулию Робертс за… $ 10.000!

Оксана Барциц