Будь в курсе

Наши предки - обезьяны: советские ученые пытались повторить эксперименты инопланетян?

"Monkey see, monkey do, monkey will destroy you" (с) Henry Rollins

Глядя на то, как гигантская обезьяна занимается любовными играми со своей огромной подругой, мужественный персонаж голливудского блокбастера «Кинг-Конг-2» произносит сакраментальную фразу «ведь мы тоже приматы» и тянется с поцелуями к красавице из группы биологов-исследователей.

От такой сцены зрители в кинотеатре ахали и пускали романтическую слезу. Действительно, согласно теории Дарвина, ни что обезьянье нам не чуждо. Да что там ученые. Следы нашего обезьяньего прошлого прячутся в подсознании, иначе, отчего многих людей так тянет к клеткам с приматами в зоопарке. Об этом напоминают и полузабытые мифы.

По версии, разрабатываемой американским ученым русского происхождения Захарием Ситчиным и изложенной им в книге «12-я планета», утверждается, что человек в его нынешнем виде был создан путем генной инженерии. По мнению Ситчина в Ветхом Завете сохранились смутные, отголоски версии о посещении Земли инопланетными астронавтами, которых люди приняли за космических богов. Они и создавали человека.

Однако самые древние из таких свидетельств - древние шумерские и аккадские тексты. В них роль преобразователя в генезисе человека отведена ануннакам — тем, что «пришли с неба на землю». Около 300 тысяч лет назад ануннаки высадились на Землю в поисках полезных ископаемых, и им понадобилась рабочая сила. Энки, один из двух братьев-предводителей, предложил для этих целей усовершенствовать существовавшего тогда на Земле гоминида, добавив ему гены ануннаков.

После нескольких попыток аннунаки получили более или менее подходящую модель. Благодаря этому позднее возникли Адам и Ева

Интересно, что тибетский народ по одной из легенд объясняет свое происхождение похожим образом. Когда-то давно, в то необычайное время, когда был Тибет и не было тибетцев, божественные бодхисаттвы Манджушри, Авалокитешвара и Ваджрапани сошлись вместе, чтобы выяснить, как продвигается великое дело спасения от страдания всех живых существ. Манджушри вспомнил о пустынной стране к северу от Гималаев, которую следовало бы заселить людьми и сделать их в будущем главным оплотом учения Шакьямуни. Но где взять людей?

Жители родины Шакьямуни не смогут жить в стране высоких, суровых гор и глубоких долин. И сказал Манджушри: «В Тибете нет людей, но есть демоны мужского и женского рода. От демонов рождаются только демоны. Если кто-то из нас станет обезьяной-самцом и будет жить с горной ведьмой, то это положит начало заселению Тибета. И вот милосердный и сострадательный Авалокитешвара, который был покровителем пустынной и незаселенной людьми Страны снегов, стал обезьяной-самцом по имени Даг Ринпо и начал жить с горной ведьмой, которую звали Даг Ринмо. У них было три сына и три дочери, от которых и произошли жители Тибета.

Подобные легенды встречаются у разных народов, правда, с некоторыми оговорками. Например, у бушменов наоборот обезьяны были когда-то людьми, но всемогущий Цанг в наказание за убийство сына превратил их в обезьян. У народов Южной Африки шимпанзе, считаются людьми, обидевшимися на пигмеев и ушедшее в леса.

В любом случае, родственная связь человека и обезьян подчеркивалась всегда. Писатели в этом тоже преуспели, вспомнить хотя бы классический роман фантаста Герберта Уэллса «Остров доктора Моро», в котором безумный ученый создавал гибридов людей и животных, в том числе человекообезьян.

Но жизнь, порой, гораздо удивительней самого изощренного фантастического сюжета. Оказывается, в середине 20-х годов прошлого века осуществлялись попытки скрещивания человека и обезьяны. По мнению исследователей, режиму требовалась армия гуманоидов, обладающих невероятной силой и недоразвитым мозгом, нечувствительных к боли, выносливых и неприхотливых к пище.

В 1926 году Политбюро ЦК КПСС одобрило соответствующий проект и поручило Академии Наук изучить вопрос, как можно создать «живую военную машину». Задачу поручили профессору Илье Иванову, который к тому времени имел большой опыт в скрещивании различных видов животных. Он предложил произвести первое в мире искусственное осеменение: самок шимпанзе - спермой человека, и женщин - спермой приматов.

Добытых для этих целей в Африке обезьян собирались использовать в том числе и для операций по омоложению советских вождей. Спасти кремлевских пациентов могли только пересадки сегментов мошонки обезьян. Такие хирургические операции в Париже проводил друг Иванова - французский профессор русского происхождения С.А. Воронов. Сохранившийся документальный материал позволил воссоздать эту историю, которая благодаря утечке информации стала отправным пунктом для произведений Михаила Булгакова – «Собачье сердце» и «Роковые яйца».

Чтобы вести эксперименты в условиях секретности, в 1929 году Кремль решил создать питомник обезьян в самом СССР. Он был открыт в Сухуми, в Грузии. Только после десятков неудачных экспериментов Иванов понял, что ему не удастся создать обезьяну-солдата. 13 декабря 1930 года НКВД арестовал ученого. Ему предъявили стандартные по тем временам обвинения: «пособничество буржуазному интернационалу» и «антигосударственная деятельность». Исполнение приговора (пять лет ГУЛАГа и ссылка в Казахстан) прервала смерть Иванова в 1932 году.

В 1992 году во время известных абхазских событий сухумский питомник был эвакуирован в поселок Веселое под Адлером и теперь называется ГУ Институт медицинской приматологии РАМН.

В советское время в питомнике числилось свыше 7 тысяч обезьян. В 1991 - 1992 годах большинство из них стали жертвами грузино-абхазского конфликта. Часть была переведена в поселок Веселое, множество обезьян либо погибли от холода и голода, либо были убиты участниками боевых действий и мародерами.

Сейчас в институте, который считается самым крупным в Европе и содержит около 3000 особей, человекообразных обезьян нет, поскольку почти все они погибли. Нынешние сотрудники питомника уверяют, что в Сухуми никогда не проводились и не планировались опыты по созданию гибрида человека и обезьяны, однако за Московский институт эндокринологии, под эгидой которого питомник существовал вначале, не ручаются.

Но, если идеи одного писателя находят отражение в жизни, почему бы не предположить, что догадки другого также могут обернуться реальностью. Один из ярких авторов отечественной фантастики Север Гансовский в свое время написал рассказ, который служит не только предупреждением, но возможно и страшной догадкой. (Кстати, по этому рассказу в 1985 году снят одноименный фильм, по праву считающийся одним из первых советских триллеров. Действительно достаточно жутковатый получился). Правда речь в нем идет не об обезьянах, но тоже близких человеку созданиях.

В процессе экспериментов некому ученому Фидлеру удалось развить мозг у медведей. Они обрели способность говорить, читать и считать, но натура зверя осталась неизменной.

В результате появились особые существа – отарки, совместившие в себе агрессивность и безжалостность зверя с хитростью и изворотливостью человека. Отарки - злая пародия на человека, вышедшая из под контроля биологическая машина убийства. Они сожрали лаборанта, сбежали в окрестные леса и начали терроризировать все живое. Отарки чрезвычайно опасны: физически они намного сильнее человека, а все уловки людей предугадывают и предвосхищают. Более того, они настолько внедрились в мир людей, что пытаются управлять их жизнью. Да и сам Фидлер, человек ли он…

Есть о чем задуматься, ведь фантастика – это не только развлечение. Кто знает, вдруг сухумский питомник породил парочку гибридов и они сбежали в какую-нибудь долину «плодиться и размножаться».

При подготовке материала использованы: «История Тибета с древнейших времен до наших дней» (Е.И. Кычанов, Б.Н. Мельниченко), Энциклопедия фантастики.