Как заниматься шопингом на научной основе

Исследователи из четырех американских университетов неожиданно заинтересовались вопросами шопинга. В частности, они решили экспериментальным путем выяснить, насколько влияет на эффективность этого процесса составление списка покупок. Результаты недавно проведенного исследования были опубликованы в издании Journal of Consumer Psychology.

"Эффект списка"

По статистике, только 50 процентов покупателей, идя в магазин, составляют список предстоящих покупок. Между тем, если человек планирует купить больше трех товаров, то достаточно велик шанс, что что-то улетучится из памяти.

В исследовании американских психологов приняли участие 700 человек. В ходе первого эксперимента добровольцам вручили список из 20 наименований фруктов и овощей. Но при этом списки были разные: у одних в перечень входили распространенные продукты, такие как капуста, яблоки и бананы. А у других, например, редкие в США свекла, инжир и кокосы.

Списком в процессе покупок можно было пользоваться, а можно было и не пользоваться. Оказалось, что в первом случае покупатели реже сверялись с перечнем, а вот во втором им приходилось то и дело туда заглядывать…

На следующем этапе испытуемые должны были во время шопинга сделать 10-минутную паузу на чтение книги, а потом вновь вернуться к покупкам. После этого экспериментаторы выясняли, сколько позиций из списка им удалось запомнить. Как правило, люди забывали о многих важных покупках.

По итогам исследования, специалисты порекомендовали все же ходить в магазин со списком нужных товаров, а не полагаться на свою память — она очень легко может вас подвести…

У списков есть и другая полезная функция: они не дают нам приобретать "лишние" товары. Если мы явились в магазин без списка, то нас ничто не ограничивает в покупках. Но мы тщательно подумаем, прежде чем брать с полки то, чего нет в перечне.

Покупки для здоровья и настроения

Кстати, это отнюдь не первое исследование, касающееся законов шопинга. Так, британские ученые выяснили, что походы по магазинам являются отличной профилактикой старческого слабоумия. Дело в том, что в момент совершения покупок активизируются зоны головного мозга, ответственные за память.

А тайваньские исследователи пришли к выводу, что мужчины, которые часто ходят по магазинам, на 20 процентов реже болеют сердечно-сосудистыми заболеваниями, чем те, кто избегает шопинга, доверяя его своим женам. Возможно, все дело в дополнительных физических нагрузках. Полезен шопинг и для женщин: если дама посещает магазины 2-3 раза в неделю, то в среднем она проходит за год расстояние в 335 километров.

А по словам экспертов из Гарварда и Университета Дьюка, люди, которые ходят в магазины с экологическими сумками, на 33 процента чаще делают выбор в пользу "нездоровых" продуктов, чем те, кто пользуется магазинными пакетами. По мнению ученых, владельцы экосумок считают, что и так приносят пользу окружающей среде, поэтому они позволяют себе "побаловаться" калорийным печеньем или чипсами…

Также выяснилось, что они чаще покупают органическую пищу, из-за чего тратят на покупки больше денег. Например, на семью из четырех человек "прибавка" составляет в среднем 640 долларов в год.

Никто не станет, наверное, спорить с тем, что удачный шопинг поднимает людям настроение. При этом исследование показало, что человек получает больше положительных эмоций, если выбирает товар "вживую", а не в интернет-магазинах. Возможно, этому способствует то, что в "реале" вещь можно рассмотреть со всех сторон, потрогать… К тому же, чтобы ее приобрести, придется общаться с продавцом, а живое общение нередко приводит нас в состояние позитива, снимает стресс и тревогу…

Мужское и женское

Интересно, что одинокие представительницы слабого пола предпочитают делать покупки в период овуляции. А вот замужние отправляются на "большой шопинг" сразу же после получения зарплаты. Психологи полагают, что, стремясь делать покупки тогда, когда вероятность зачатия выше всего, женщина подсознательно пытается привлечь потенциальных партнеров. Ведь в магазине можно встретить подходящего мужчину…

Еще одно исследование доказало, что в процессе выбора определенных вещей у людей учащается пульс. Так, у женщин при выборе нового платья частота ударов подскакивает до 120 в минуту, туфель — до 115, а сумочек — до 110… У мужчин пульс учащается, когда они приобретают аудио- и видеотехнику, а также спортивный инвентарь. А если представитель сильного пола выбирает женское белье, то его пульс достигает аж 125 ударов в минуту!