Вы находитесь здесь:   /
rss Новости rss Статьи rss Все
Афиша

В Москве откроется выставка «Красноармейская студия», посвященная 90-летию создания Рабоче-крестьянской Красной Армии.

21 февраля в Фонде культуры «Екатерина» открывается выставка «Красноармейская студия», посвященная 90-летию создания Рабоче-крестьянской Красной Армии.

На выставке будут экспонироваться около 50 произведений живописи и 25 плакатов, посвященных истории Красной Армии и истории юбилеев РККА, из собраний Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, Центрального музея вооруженных сил, Государственного музейно-выставочный центра «РОСИЗО», Российской государственной библиотеки и Государственного литературного музея. Выставка совмещает хрестоматийные и знаковые картины Петрова-Водкина, Юона, Дейнеки, Грекова, Лактионова, Попкова с малоизвестными произведениями советских художников. В числе последних – заглавная картина выставки «Красноармейская студия ИЗО», написанная в 1938 году Серафимой Рянгиной. Круг авторов выставки включает также актуальных московских художников: Александра Купреянова, Сергея Браткова, Сергея Шутова. Отдельный зал экспозиции отведён для показа тематической видеопрограммы на материале отечественных кинофильмов. Выставка будет открыта для посетителей с 23 февраля по 1 апреля.

Выставка «Красноармейская студия» - центральное событие культурно-просветительского проекта Издательской программы компании «Интеррос», Гуманитарного проекта Ивана Полякова, радиостанции «Эхо Москвы», Фонда культуры «Екатерина» и ГМВЦ «РОСИЗО» «Красная армия. 1918-1946». Основная задача проекта – описать роль РККА в культурной, политической и социальной жизни страны, показать ее меняющийся образ в искусстве. Культурно-просветительский проект помимо выставки, включает также книгу Издательской программы компании «Интеррос» «Россия XX век. Красная Армия. 1918-1946» и специальные выпуски программы радиостанции «Эхо Москвы» «Не так». Предполагается, что выставка «Красноармейская студия» до конца 2008 года будет представлена в Дели в рамках культурных мероприятий «Года Российской Федерации в Индии».

Перед открытием вернисажа наш корреспондент встретился с организаторами и кураторами выставки «Красноармейская студия».

Ирина Остаркова, руководитель Издательской программы компании «Интеррос», организатор выставки:

В числе событий, связанных с юбилейным проектом «Красная Армия. 1918-1946», выставка «Красноармейская студия» - наиболее крупное и публичное. В то же время, оно сильнее других обращено к индивидуальному восприятию и размышлению. Задуманная как личная коллекция произведений об армии и войне, выставка рассчитана на камерный показ в залах небольшого фонда. Произведения искусства, созданные, во многих случаях, для грандиозных парадных смотров, перенесены в иное физическое и психологическое измерение, переведены в соразмерный единичному зрителю масштаб.

Вне зависимости от политической коньюнктуры и стилистических предпочтений, у российского художника и у российского зрителя в нескольких поколениях отношение к армии и войне персональное, своё, биографически значимое, связанное с личным опытом и семейной памятью. Мы стремились приблизиться к этому частному переживанию, и поэтому отказались от хронологического принципа в пользу отдельных тем: экспозиция сближает работы разных десятилетий, смешивает произведения различного идеологического и эстетического свойства. В одном из разделов книги «Красная Армия. 1918-1946» история РККА представлена как упорядоченный поток фактов, статистических сведений, документов; выставка «Красноармейская студия» трактует историю как ряд воспоминаний.

Личная память, так же, как культурная память страны, преподносит открытия. Многие из показанных на выставке картин не только долгие годы не получали внимания широкой публики и специалистов, но и буквально не разворачивались лицом к свету, сохраняясь в свёрнутом на валы виде в музейных запасниках.

Юбилейная выставка предлагает российскому зрителю новый, малоизученный и недооцененный культурный материал, объединяющий историю армии и судьбу приравненных к штыку кистей и грифелей.

Иван Поляков, Инициатор Гуманитарного проекта генеральный директор ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова», организатор выставки:

Мало кто в России сознается в том, что не знает имен таких художников как Лактионов, Петров-Водкин, Дайнека, Греков. А большинство без труда назовут десяток легендарных советских полководцев и Героев Советского Союза. И только считанные единицы могут вспомнить, что когда-то видели репродукции картин этих всемирно известных художников, которые своим творчеством крепили дух бойцов Красной армии и гордились тем, что у них была возможность передать эстетику духа никем непокоренных воинов и мощь непобедимых Вооруженных Сил.

Современное художественное пространство характеризуется тем, что мы знаем о нем больше, чем можем увидеть. Уже 50 с лишним лет многие шедевры отечественной и мировой культуры, несущие позитивную энергию Защитника, Победителя и Патриота, живут в запасниках музеев и лишены возможности продемонстрировать себя как неотъемлемую часть российской художественной традиции. Этот дисбаланс между «мы знаем» и «мы видели» пытается преодолеть проект «Красная Армия. 1918-1946» и выставка «Красноармейская студия». Думаю, что представленные нами произведения ждет новая и успешная выставочная жизнь, а в тех, кто их увидит, пробудится самое верное из эстетических переживаний – любовь к Родине .

Зельфира Трегулова, Заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля искусствовед, куратор выставки

Выставка «Красноармейская студия» – это не просто попытка создать максимально объективную экспозицию музейного толка, где каждое произведение – результат взвешенного отбора по принципу «места в истории». Данная композиция из 54 живописных полотен и 25 плакатов – это своего рода штудия на тему «Армия и искусство». Повсеместное создание в 1920–1930-х годах художественных студий для военных – общеизвестный факт, и многие из представленных на выставке художников в свое время начинали именно там. Идея посадить красноармейцев за мольберт возникла в 1920-е годы. В 1930-х годах таких студий было множество, и именно в это время сформировался сложнейший клубок взаимоотношений художник–идеология–заказ. Выставка призвана убедить, что художник, его взгляд, позиция и дар – главные составляющие творческого успеха, а работа в рамках официального заказа (что, кстати, является традицией мирового искусства предшествующих эпох) отнюдь не всегда означает глобальный художественный компромисс и эстетическое фиаско.

Сергей Деменский, политолог, доцент МАИ, координатор Гуманитарного проекта

Для меня работа над выставкой – это еще и дань моему дошкольному и школьному образованию. Мне думается, что первый культурологический шок я испытал лет в 5. Это был эклектический шок. Когда всё и разом оказалось в одном месте и обрушилось на пацана в вязанных хлопчатобумажных колготках, поверх которых были синие трикотажные шорты: русские сказки, идеологически выдержанные СМИ, всенародная любовь, советская мифология. Наблюдая крупные слезы воспитательницы детского сада, сидевшей под портретом Буденного из журнала «Огонек», очень рано общественно адаптированные и социально вовлеченные дети, притихнув, слушали русские народные сказки. Очень далекая от Москвы российская провинция прощалась с Легендарным Командиром Непобедимой Армии Великой Страны. «Непобедимая и легендарная» - это системообразующий социальный миф. Своевременно сформированный, он позволял сначала устанавливать, а потом и крепить советскую государственность.

Основной актуальной проблемой современной России является отсутствие всяческих попыток выстроить иерархию нематериальных ценностей, сформировать понятную большинству патриотическую концепцию. Социального мифотворчества на сегодня нет. Но долго так продолжаться не может. Реинкарнация социального мифа «непобедимая и легендарная» неизбежна. И вопрос заключается в том, будет ли новый миф созидательным, позитивным, работающим на укрепление российской государственности. И здорово, что Гуманитарный проект Ивана Полякова и Издательская программа «Интерроса» задаются этим вопросом – это уже немало.

parhomenko

8709
Фотогалерея
Видео
ИА №ФС77−55373 от 17 сентября 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: ООО «ПРАВДА.Ру»
Система Orphus
Нашли опечатку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
©2006-2017 Все права защищены
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей за 24 часа Rambler's Top100