Афиша

В Москве откроется выставка «Красноармейская студия», посвященная 90-летию создания Рабоче-крестьянской Красной Армии.

21 февраля в Фонде культуры «Екатерина» открывается выставка «Красноармейская студия», посвященная 90-летию создания Рабоче-крестьянской Красной Армии.

Выставка «Красноармейская студия» - центральное событие культурно-просветительского проекта Издательской программы компании «Интеррос», Гуманитарного проекта Ивана Полякова, радиостанции «Эхо Москвы», Фонда культуры «Екатерина» и ГМВЦ «РОСИЗО» «Красная армия. 1918-1946». Основная задача проекта – описать роль РККА в культурной, политической и социальной жизни страны, показать ее меняющийся образ в искусстве. Культурно-просветительский проект помимо выставки, включает также книгу Издательской программы компании «Интеррос» «Россия XX век. Красная Армия. 1918-1946» и специальные выпуски программы радиостанции «Эхо Москвы» «Не так». Предполагается, что выставка «Красноармейская студия» до конца 2008 года будет представлена в Дели в рамках культурных мероприятий «Года Российской Федерации в Индии».

Перед открытием вернисажа наш корреспондент встретился с организаторами и кураторами выставки «Красноармейская студия».

Ирина Остаркова, руководитель Издательской программы компании «Интеррос», организатор выставки:

В числе событий, связанных с юбилейным проектом «Красная Армия. 1918-1946», выставка «Красноармейская студия» - наиболее крупное и публичное. В то же время, оно сильнее других обращено к индивидуальному восприятию и размышлению. Задуманная как личная коллекция произведений об армии и войне, выставка рассчитана на камерный показ в залах небольшого фонда. Произведения искусства, созданные, во многих случаях, для грандиозных парадных смотров, перенесены в иное физическое и психологическое измерение, переведены в соразмерный единичному зрителю масштаб.

Вне зависимости от политической коньюнктуры и стилистических предпочтений, у российского художника и у российского зрителя в нескольких поколениях отношение к армии и войне персональное, своё, биографически значимое, связанное с личным опытом и семейной памятью. Мы стремились приблизиться к этому частному переживанию, и поэтому отказались от хронологического принципа в пользу отдельных тем: экспозиция сближает работы разных десятилетий, смешивает произведения различного идеологического и эстетического свойства. В одном из разделов книги «Красная Армия. 1918-1946» история РККА представлена как упорядоченный поток фактов, статистических сведений, документов; выставка «Красноармейская студия» трактует историю как ряд воспоминаний.

Личная память, так же, как культурная память страны, преподносит открытия. Многие из показанных на выставке картин не только долгие годы не получали внимания широкой публики и специалистов, но и буквально не разворачивались лицом к свету, сохраняясь в свёрнутом на валы виде в музейных запасниках.

Юбилейная выставка предлагает российскому зрителю новый, малоизученный и недооцененный культурный материал, объединяющий историю армии и судьбу приравненных к штыку кистей и грифелей.

Иван Поляков, Инициатор Гуманитарного проекта генеральный директор ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова», организатор выставки:

Мало кто в России сознается в том, что не знает имен таких художников как Лактионов, Петров-Водкин, Дайнека, Греков. А большинство без труда назовут десяток легендарных советских полководцев и Героев Советского Союза. И только считанные единицы могут вспомнить, что когда-то видели репродукции картин этих всемирно известных художников, которые своим творчеством крепили дух бойцов Красной армии и гордились тем, что у них была возможность передать эстетику духа никем непокоренных воинов и мощь непобедимых Вооруженных Сил.

Современное художественное пространство характеризуется тем, что мы знаем о нем больше, чем можем увидеть. Уже 50 с лишним лет многие шедевры отечественной и мировой культуры, несущие позитивную энергию Защитника, Победителя и Патриота, живут в запасниках музеев и лишены возможности продемонстрировать себя как неотъемлемую часть российской художественной традиции. Этот дисбаланс между «мы знаем» и «мы видели» пытается преодолеть проект «Красная Армия. 1918-1946» и выставка «Красноармейская студия». Думаю, что представленные нами произведения ждет новая и успешная выставочная жизнь, а в тех, кто их увидит, пробудится самое верное из эстетических переживаний – любовь к Родине .

Зельфира Трегулова, Заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля искусствовед, куратор выставки

Выставка «Красноармейская студия» – это не просто попытка создать максимально объективную экспозицию музейного толка, где каждое произведение – результат взвешенного отбора по принципу «места в истории». Данная композиция из 54 живописных полотен и 25 плакатов – это своего рода штудия на тему «Армия и искусство». Повсеместное создание в 1920–1930-х годах художественных студий для военных – общеизвестный факт, и многие из представленных на выставке художников в свое время начинали именно там. Идея посадить красноармейцев за мольберт возникла в 1920-е годы. В 1930-х годах таких студий было множество, и именно в это время сформировался сложнейший клубок взаимоотношений художник–идеология–заказ. Выставка призвана убедить, что художник, его взгляд, позиция и дар – главные составляющие творческого успеха, а работа в рамках официального заказа (что, кстати, является традицией мирового искусства предшествующих эпох) отнюдь не всегда означает глобальный художественный компромисс и эстетическое фиаско.

Сергей Деменский, политолог, доцент МАИ, координатор Гуманитарного проекта

Для меня работа над выставкой – это еще и дань моему дошкольному и школьному образованию. Мне думается, что первый культурологический шок я испытал лет в 5. Это был эклектический шок. Когда всё и разом оказалось в одном месте и обрушилось на пацана в вязанных хлопчатобумажных колготках, поверх которых были синие трикотажные шорты: русские сказки, идеологически выдержанные СМИ, всенародная любовь, советская мифология. Наблюдая крупные слезы воспитательницы детского сада, сидевшей под портретом Буденного из журнала «Огонек», очень рано общественно адаптированные и социально вовлеченные дети, притихнув, слушали русские народные сказки. Очень далекая от Москвы российская провинция прощалась с Легендарным Командиром Непобедимой Армии Великой Страны. «Непобедимая и легендарная» - это системообразующий социальный миф. Своевременно сформированный, он позволял сначала устанавливать, а потом и крепить советскую государственность.

Основной актуальной проблемой современной России является отсутствие всяческих попыток выстроить иерархию нематериальных ценностей, сформировать понятную большинству патриотическую концепцию. Социального мифотворчества на сегодня нет. Но долго так продолжаться не может. Реинкарнация социального мифа «непобедимая и легендарная» неизбежна. И вопрос заключается в том, будет ли новый миф созидательным, позитивным, работающим на укрепление российской государственности. И здорово, что Гуманитарный проект Ивана Полякова и Издательская программа «Интерроса» задаются этим вопросом – это уже немало.