Политика

Константин Затулин: " В самые трудные времена в нашей стране появлялись самые амбициозные планы "

12 ноября президент России Дмитрий Медведев выступил ежегодным посланием Федеральному собранию. В своем обращении, которое продолжалось сто минут, он озвучил новые ориентиры развития страны, поставил задачи по ее кардинальной модернизации. Директор Института стран СНГ Константин Затулин считает, что президент в ходе своего выступления произвёл сильное впечатление на собравшихся. Да и само послание по стилю отличалось от предыдущих. О ключевых аспектах, прозвучавших в речи президента, он рассказал Yoki.ru.

- Послание президента в этом году было более продолжительным по сроку, было насыщенно, и даже перенасыщенно конкретными поручениями - в основном правительству, а также депутатам и главам регионов. Тон самого послания выдаёт неравнодушное отношение Дмитрия Медведева и к своим полномочиям, и к своей ответственности, как президента страны. Очевидно, что Медведев хочет, невзирая на сложные обстоятельства своего президентства, которые не выглядели таковыми в марте 2008 года, - я имею в виду ситуацию, связанную с экономическим кризисом, - связать своё имя в истории страны с модернизацией.

Обратил на это внимание президент или нет, но он действует в русле той традиции, в соответствии с которой, в самые трудные времена в нашей стране появлялись самые амбициозные планы. Хрестоматийный пример: Ленин и план ГОЭЛРО. Это было в тот момент, когда Россию списали со счетов, как государство, когда её боялись, как элемент совершенно чуждого мира. Прежде всего, конечно, власти других стран.

Я ожидал, что послание не будет в сильной степени посвящено внешнеполитическим вопросам. И баланс времени, отведённый на внутренние и внешние темы, совершенно ясно свидетельствует в пользу вопросов внутренней политики. Президент не исключал для России возможности опоры на внешние источники для роста. Он говорил, например, о привлечении учёных-соотечественников из-за рубежа; необходимости руководствоваться передовыми мерками Европейского Союза при разработке тех или иных мер; сравнивал российский и зарубежный технологический уровень. Но вопросам о внешней политике было уделено немного места. И это мне кажется принципиальным.

С другой стороны, внешнеполитические вопросы не принято обсуждать открыто, поскольку такое обсуждение, во-первых, не всегда может быть откровенным, во-вторых, некие принципы внешней политики носят достаточно устойчивый и всем известный характер. Поэтому у президента не было потребности подробно анализировать этот момент во взаимоотношениях с теми или иными странами.

Само послание Федеральному собранию является наиболее важной формой общения с политической элитой страны. Да, у президента есть и другие форматы. Например, Государственный совет, в котором он встречается с региональными лидерами. Часто и с охотой Дмитрий Анатольевич работает в интернете. Сегодня он часто ссылался и предложил рассматривать в качестве своего программного документа статью "Россия, вперёд!". И он, и его предшественник время от время проводили видеомосты, пресс-конференции с большим количеством аккредитованных журналистов. Но, повторяю, в полном составе с политической элитой страны президент общается один раз в год.

Это послание давно уже перестало быть только посланием Федеральной собранию. Это послание правительству, руководителям регионов, это послание всему народу. И то, что вопросы внешней политики занимают в нём весьма скромное место, объясняется желанием подчеркнуть, что для нас важнее вопросы внутренней политики, что ресурсы для своего развития Россия должна, прежде всего, черпать изнутри.

Безусловно впечатляет, что президент так внимательно отнёсся к целому ряду вещей, которые ранее, может быть, не звучали в президентском послании: к информации, к интернету, ко всем новым информационным технологиям, к инновациям в целом - это стержень в вопросе модернизации. Многое было посвящено тому, что процессу модернизации содействует и сопутствует: здравоохранение, вплоть до деталей, связанных с медикаментами, медицинским оборудованием; образование, которое есть условие любого прогресса; целый ряд других обстоятельств, которые рассматриваются Медведевым в качестве условий для выполнения той задачи, которую он перед нами нарисовал. В этом контексте и сам демократический строй в нашей стране тоже рассматривается как условие для осуществления инноваций, поскольку только свободные люди, живущие в демократическом обществе, способны, по мысли Медведева, добиться перелома в пользу нового качества России, как державы.

Предложения, которые сделал Медведев в части, касающейся практики выборов, расширения демократических норма, хоть и кажутся важными, но всё же не очень масштабными. Это, скорее, корректировка, чем революция. Но я заметил по поведению депутатов от оппозиции, что они довольно бурно и положительно реагировали на эти замечания президента.

Мне кажется элементом уже складывающейся традиции, что выступая с посланием Федеральным собранием, Медведев не раз и не два использовал в ходе своего выступления прямые обращения к правительству. Президент, безусловно, на стороне правительства, но, тем не менее, он даёт поручения не в каком-то обычном режиме, а на виду у всей страны. Это любопытный момент, который ещё предстоит анализировать.