Городские легенды

Чародеи и колдуны в древней Руси

На Руси, как до христианства, так и после были распространены ворожба, магия, знахарство.
Ведуны совершали языческие обряды, им доверяли, поскольку считали, они владеют таинственными знаниями, целительством.

Вещий Олег

О колдунах стали упоминать при князе Новгородском Олеге Вещем, который получил прозвище за предвидения, он не раз прибегал к помощи доверенных жрецов, знал, отчего и когда наступит его смерть.

Отметим, что слово волхв, происходит от имени сына славянского князя Славена, который владел, применял магические умения.

По словам летописцев, на берегу реки Мутная он создал развлекательный город, обращался в крокодила и пугал обитателей. Кто узнал о его даре, верили, что он является Богом.

Всеслав Полоцкий

Существуют записи, датированы 1044 годом, о правителе Всеславе Полоцком, который родился с дефектом на голове, кудесники посоветовали наложить повязку, которая помогла Всеславу исцелился, после он продолжал носить ее до последнего.

Христианство приняли в конце 10 столетия, затем "Церковный устав Владимира", где были утверждены профессии, связанные с колдовством, языческими обрядами.

Ярослав Мудрый

С приходом Ярослава Мудрого появился устав в 1051–1054 году, в нем было написано о наказаниях, которые касались вышеупомянутых лиц, но конкретных действий к церковным соперникам определено не было.

  • В те времена, знахари стали семейными целителями и работали полузаконно.
  • В Европе с ними боролись в полной мере, одним из страшных способов была инквизиция.
  • На Руси колдунов старались не трогать.

Никоновская летопись

В период с 11- 13 века над волшебниками совершались самосуды и народные расправы. Один из таких случаев произошел в 1227 году в Новгороде и зафиксирован в Никоновской летописи.

Четыре волхва обвинялись в сознательном ритуале, повлекшем засуху с неурожаем. За это их сожгли на костре.

Однако летописец не считал их виновными.

Большинство населения было безграмотно, и слепо верило в сверхспособности и необыкновенные силы воздействия, давая развиваться им все больше. Лжеколдунов отлавливали и передавали в церковь, жертвам давали вознаграждения. После чего, волхвов выпускали на свободу.

Сказание о Мамаевом побоище

хрониках часто упоминается, что знать тоже обладала уникальными способностями. Если вспомнить литературное произведение "Сказании о Мамаевом побоище", русский воевода Дмитрий Боброк-Волынский, умел понимать птиц, зверей и землю.

Церковь все сильнее противилась и хотела избавиться от чародеев. Были сожжены бояре Андрей Дмитриевич вместе с женой за мнимое волшебство, другой случай произошел с Иваном III, который получил послание от неизвестного, что его супругу Софью Палеолог посещала нечистая сила. После их обоих утопили в Москве-реке.