Развлечения

Выставка “Alter Ego” – приметы времени глазами поэтов андеграунда

В Государственном Литературном Музее открылась довольно необычная выставка под названием “Alter ego” – графика поэтов андеграунда.

Андеграунд сегодня, через много лет после распада Советского Союза, – понятие довольно расплывчатое и трудно определимое, но рассуждая о нем, важно знать, что прежде всего это основная часть, огромный пласт официально не признанной культуры – контркультуры.

Поэты, графика которых представлена на выставке, – Владимир Ковенацкий, Леонид Губанов и Олег Григорьев – не получили народного признания ни при жизни, ни даже после смерти. Их судьба сложилась так, что они стали знаковыми фигурами андеграунда, и стали ими в первую очередь из-за неприятия официально-придворного искусства 60 – 70 годов прошлого века. Это и неудивительно, ведь в то время когда половина всех возможных Союзов Писателей гналась за премиями и титулами, Владимир Ковенацкий писал те стихи, которые вряд ли могли быть когда либо официально выпущены –

Неуютно, тоскливо и гадко.
В подворотнях стоят упыри.
Бредит похотью ночь-психопатка,
Далеко, далеко до зари.

Узкий месяц в сиянии тусклом -
Как предвестник грядущей беды.
На асфальте заплеванно-гнусном
Я целую Ее следы.

Леонид Губанов тоже вряд ли мог рассчитывать на любовь “широких народных масс” –

Благодарю за то, что я сидел в тюрьме
Благодарю за то, что шлялся в желтом доме
Благодарю за то, что жил среди теней
И тени не мечтали о надгробье.

Олег Григорьев писал значительно веселее, но издать его стихи было невозможно –

С бритой головою,
В форме полосатой
Коммунизм я строю
Ломом и лопатой.

И все-таки на первый взгляд было непонятно, по какому принципу организаторы выставки “выбирали” для нее “художников”. Но автор проекта выставки Михаил Алшибая, отвечая на этот вопрос, расставил все на свои места: “Есть общее в творчестве этих художников – парадоксальность изображаемого, антагонизм по отношению к официальному искусству, наконец, определенная доля безумия, без которого немыслим художник. В чем-то схожи и их судьбы. Все трое – трагические персонажи эпохи. Все были в известной степени антисоциальны, все ушли преждевременно и нелепо”.

Экспозиция состояла из нескольких залов. Немного задержав открытие выставки, организаторы предложили пришедшим сначала осмотреть экспозицию “ Блок и Белый ” , посвященную творчеству и взаимоотношениям двух поэтов.

Как только двери выставки “ Alter ego ” открылись, совершенно разношерстная публика была наверняка удивлена тем, что, как выяснилось, под “графикой” организаторы выставки понимают не только карандашные наброски и чертежи.

На стенах небольшого зала – фотографии трех поэтов, на многих из которых явно видны приметы времени – портвейн и “Беломор” … Организаторы смогли вполне удачно передать дух времени – так, что у некоторых посетителей выставки в глазах блестели слезы.

На выставке представлены и цветные работы на холстах, и даже акварели трех поэтов. Однако, естественно, больше всего на выставке представлено именно небрежных карандашных набросков, рисунков, карикатур писем и просто автографов Владимира Ковенацкого, Леонида Губанова и Олега Григорьева.

Большая часть рисунков, представленных на выставке, очень реалистичны, и, следовательно, в них мало оптимизма. На одной картине мрачный мужик в телогрейке тащит на кладбище гроб жены, на картине “Друзья” – две сутулые удаляющиеся фигуры, вот здесь – тощая лошадь грустно тащит старую телегу. Даже персонаж веселого стихотворения Владимира Ковенацкого – Дядя Яша Осташов – страшно похож на вора из подворотни.

Суждение о том, что талантливый человек талантлив во всем очень спорно. Хороший поэт – далеко не всегда хороший художник. Но организаторы выставки “Alter ego” смогли найти именно тех поэтов, рисунки которых – не другая грань таланта, но один из ключей к пониманию их творчества. “Alter ego” – это шанс еще раз увидеть реалии того, для кого-то страшного, для кого-то “старого-доброго” времени.