Развлечения

Москва. “Апрель”. Иоселиани.

В Государственном Центре Современного Искусства состоялся вечер, посвященный Отару Иоселиани.

Отар Иоселиани – один из наиболее интересных и талантливых режиссеров XX века, снимавший действительно качественное авторское кино еще во время существования Советского Союза. Несмотря на обилие титулов и наград, среди которых премии Каннского, Берлинского и Венецианского Кинофестивалей, сегодня имя Иоселиани почти забыто старшим поколением и совершенно незнакомо молодежи. Выбирая Pepsi и только изредка отрываясь от поедания тотального “Американского Пирога”, “новое поколение”, уже не знает, кто такой Иоселиани. Более того, фильмы Иоселиани не так-то просто достать – их нет в дешевых видео-палатках, лицензионные же диски многим просто не по карману.

Частично исправить сложившуюся ситуацию попытался Московский Государственный Центр Современного Искусства. Проведенный там вечер более всего походил на ретроспективу. После краткого вступительного слова, зрителям показали два фильма Иоселиани – “Апрель” (1961) и “Жил певчий дрозд” (1970).

Если пытаться определить жанр показанных картин, то первым в голову приходит именно слово драма. Но никто и никогда не сможет рассказать о фильме лучше, чем сам режиссер. Рассуждая и объясняя суть картины “Жил певчий дрозд”, Иоселиани писал: “История, которую мы собираемся рассказать, по жанру будет представлять собой драматическую комедию, или, если можно так выразиться, комическую драму. Из круга проблем, на которых мы остановили внимание, главной представляется нам довольно древняя проблема исполнения человеком своего предназначения на земле. По нашему глубокому убеждению, несмотря на свою древность, проблема эта и сегодня стоит необычайно остро.

В силу причин социальных или, наверное, по причинам, заложенным уже в самой натуре человека, существуют люди, которые, необыкновенно много делая физических или душевных движений, ничего в результате не совершают… Вот живут люди — и каждый из них проживает одну-единственную жизнь, а время идет — и кто-то из них не замечает, как оно быстро бежит, не замечает, что память его не хранит воспоминаний ни об одном сколько-нибудь серьезном поступке”.

“Жил певчий дрозд” по своей сути – фильм-трагедия одного человека, который, в привычной и порой даже очень веселой и приятной суете, не замечает как уходит его время и как мечты проходят мимо.

“Апрель” – другое кино. Это первый фильм Отара Иоселиани, его дипломная работа, подвергнутая жесточайшей партийной критике и долгое время пролежавшая на пыльных полках как запрещенный цензурой фильм. “Апрель” – история о том, как сложно сохранить любовь среди навязанных “жизненных ценностей”, тотального поклонения вещам и всеобщего стремления накопить.

Кроме непосредственно картин, посетители вечера смогли увидеть выставку фотографий Отара Иоселиани работы известного журналиста Юрия Роста.

Присутствовавшая на вечере публика была довольно разнообразной, были и молодые люди. И это не может не радовать. Ведь вполне возможно, что именно после этого вечера кто-то заинтересуется не только фильмами Иоселиани, но и классикой кино в целом.