Развлечения

Блюзовые эксперименты от Лурри Белла

Им восторгаются критики - The Boston Phoenix пишет, что Лурри Белл - возможно, самый одаренный гитарист своего поколения, «эклектичный, случайный гений». А журналист Дэвид Уайтейс (David Whiteis) так характеризует музыканта: «…Белл отмечен интенсивным и прихотливым музыкальным воображением. Он играет с почти апокалиптической яростью, словно пытаясь прорваться через границы и создать новый музыкальный язык».

Лурри Белл (Lurrie Bell) родился в Чикаго в 1958 году. Если его фамилия покажется вам знакомой – это неудивительно: его отец - Кэри Белл (Carey Bell) – известный блюзмен, игравший на гармонике. А его дед – Лави Ли (Lovie Lee) был пианистом в группе знаменитого Мадди Уотерса (Muddy Waters). "Блюзмен по крови", Лурри самостоятельно начал учиться играть на отцовской гитаре в возрасте 6 лет. Наряду с родителями, его учителями стали легенды чикагского блюза, часто бывавшие в доме отца: Мадди Уотерс, Эдди Тейлор (Eddie Taylor), Биг Уолтер Хортон (Big Walter Horton), Эдди Клиавотер (Eddie Clearwater) и многие другие. Получив уроки гитарного мастерства и переняв блюзовую традицию от ее носителей, способный ученик впоследствии не раз примет участие в записи альбомов этих блюзменов и завоюет репутацию одного из самых лучших сайдменов.

Лурри покинул Чикаго, когда ему было 8, и в течение 7 лет жил в Миссисипи и Алабаме у своих родственников. В то время он пел в баптистских церквях госпел (gospel), что достаточно характерно для карьеры блюзмена-афроамериканца. После возвращения в Чикаго Лурри создал коллектив, который стал исполнять соул и блюз.

Уже в 17 лет Лурри Белл выступал на сцене с великим Вилли Диксоном (Willie Dixon). Для того чтобы играть вместе с таким прославленным блюзменом, недостаточно быть просто сыном Кэри Белла. Надо быть по-настоящему зрелым музыкантом, исполнителем самого высокого уровня. Юного гитариста сразу заметили, и о нем начали писать в таких авторитетных изданиях, как Rolling Stone и New York Times.

В 19 лет гитарист начинает играть в составе бэнда известной блюзовой певицы Коко Тэйлор (Koko Taylor), с которым сотрудничает на протяжении четырех лет. Затем он создает группу с двусмысленным названием S.O.B. - как известно, эта аббревиатура расшифровывается обычно как «son of a bitch», но Лурри и его коллеги подразумевали, что под сокращением кроется безобидное «Sons of Blues» (Сыновья блюза).

Казалось бы, музыканта уже в те времена ждала выдающаяся карьера, но случилась беда: его настигла болезнь – серьезное душевное расстройство. Помощи не поступало, и он потерял все. Бездомный, не имеющий даже гитары, музыкант бродил по городу, в надежде поиграть тут или там. Обычно его не пускали в клубы, но когда кто-нибудь одалживал ему гитару, Лурри начинал исполнять блюз высшей пробы, и ему не было в этом равных. А тем временем его разыскивали продюсеры и музыканты, желавшие предложить ему работу сессионного гитариста. Когда он был готов принять эти предложения, то участвовал в очередной записи.

Так будет продолжаться до 2000 года, когда здоровьем Лурри начнут заниматься, и он получит ту профессиональную помощь, которая позволит ему контролировать свою жизнь. Тогда он начнет профессиональную карьеру заново и достигнет огромных высот. Появится и группа "Lurrie C. Bell's Blues Band", будут и многочисленные концерты в Америке и Европе. Но до этого ему приходится пережить нелегкие времена.

Несмотря на тяжелый этап в его жизни, никто и тогда никогда не ставил под сомнение, что Лурри Белл – талантливый, техничный и самобытный музыкант. В начале 90-ых критики отмечают оригинальный подход Лурри Белла к исполнению самых простых блюзовых тем, с которыми он обращается достаточно… необычно. Гитарист экспериментирует с блюзом, в частности, использует нетривиальные для этого музыкального течения ритмические ходы. Про музыканта обычно говорят, что он каждый раз найдет, чем удивить слушателей. Этот находчивый и изобретательный гитарист играет так, будто забывает о том, «где находятся все мыслимые физические пределы человеческих рук и инструмента». А еще однажды про Лурри Белла сказали, что его блюз «иногда странный и больной. Иногда - великолепный. И неизменно - глубокий.»

С 1989 года Лурри Белл выпустил пять сольных альбомов на лейблах ISP, Dellmark и Isabel. В его дискографии также два альбома, записанные вместе с Кэри Беллом, на них гитарист оказался в одной компании с такими звездами, как пианист Лаки Петерсен (Lucky Petersen). Он считается одним из самых востребованных сессионных гитаристов, так, ему довелось отметиться на пластинках Коко Тейлор, Эдди Клиавотера, Эй Си Рида (A. C. Reed), Джимми Джонсона (Jimmy Johnson), знаменитого гитариста и вокалиста Бадди Гая (Buddy Guy), соул-блюз-вокалиста и гитариста Литл Милтона (Little Milton) и многих других исполнителей, чьи имена хорошо известны ценителям блюза.

Московские выступления Лурри Белла пройдут с 19 по 22 апреля при поддержке блюзового квартета The Kingsize, а открывать концерты будет группа "Черный Хлеб".

При подготовке материала были использованы сайты: agranovsky.ru; bluesnews.ru