Развлечения

«Белое солнце пустыни»: жены Абдуллы отказались сниматься голыми

Советскому супербоевику «Белое солнце пустыни" сегодня исполнилось 35 лет. Сюжет этой картины известен нескольким поколениям киноманов. Коварный и кровожадный Абдулла убьет Петруху и Гюльчатай, погибнет обаятельный Верещагин, и только Федор Сухов с помощью верного Саида все же выкрутится из всех передряг, и его справедливая пуля настигнет злодея... Фильм популярен и сегодня, фразы из него стали крылатыми, а песня – «застольной». Легендами стали и истории о съемках ленты.

Итак, все по порядку. Знаете ли вы, что сначала фильм назывался «Спасите гарем», но в Москве такое название раскритиковали. И режиссер Владимир Мотыль велел съемочной группе срочно придумать звучное название и даже пообещал приз - две бутылки коньяка. Так появилось "Белое солнце пустыни" - плод коллективного творчества.

Гюльчатай стала уборщицей в музее

Съемки фильма длились два года. В Дагестане и Таджкистане, где стояла страшная жара - 45 градусов в тени, а кругом вился песок, который засыпал даже тарелки с едой. Съемочная бригада вынуждена была закрывать лица специальными марлевыми полумасками. А местные жители посоветовали пить воду только в случае «особой жажды», чтобы меньше потеть. Многие, особенно «жены Абдуллы», часто после съемок валялись с мокрыми полотенцами на головах и валидолом.

Кстати, "гарем" состоял из непрофессиональных актрис. Здесь были: баскетболистка, научный сотрудник, продавец…. Татьяна Федотова, сыгравшая в фильме несравненную Гюльчатай, попала на съемки «Белого солнца пустыни» тоже случайно. Она прогуливала занятия в балетном училище и попалась на глаза киношникам (они как раз искали девочек для гарема Абдуллы). Ей в ту пору было всего 16 лет. Ее вся съемочная группа любила, оберегала, как могла. После окончания балетного училища Таня работала в танцевальном ансамбле. Вышла замуж за композитора Геннадия Кузьмина. Родила двоих детей - Сережу и Машу. Потом работала уборщицей в музее.

Девушкам надо было возвращаться на работу сразу после съемок основных сцен. И в эпизодах, где они фигурируют в паранджах, девушек пришлось дублировать солдатам-срочникам из соседней части и членам съемочной группы. Команды этому необычному гарему отдавал старшина, а в конце сцен режиссер вместо "стоп" кричал "отставить".

Саид избил съемочную бригаду, зарывшую его в песок

А Саида в песок закапывали уже в Махачкале. Там было еще жарче. Температура песка - плюс 75 градусов! Киношники шутили: «Закопай яйцо - оно испечется!» Но от сценария далеко «отходить» никто не собирался. Вырыли здоровую яму, поставили в нее специально сделанный ящик из двухдюймовых досок и посадили в него Спартака Мишулина, который играл Саида. А его шею немного присыпали влажным песком. Так он там настолько «обжился», что просил закурить! Пришлось операторам по очереди держать ему сигарету. Правда, не обошлось и без дублей. На проявленной пленке на месте головы Саида оказался… брак. Мишулин здорово расстроился. Говорят, сначала долго ругался, потом устроил настоящий мордобой, но пересниматься все же не отказался.

В роли главного бандита снялся пахан «всея Махачкалы»

Кстати, в Махачкале съемочную бригаду еще и обворовали. Украли костюмы, шашки, пистолеты… И режиссер решился на отчаянный шаг. Велел найти главного мафиози Махачкалы и предложить ему съемки в фильме в роли самого себя в обмен на весь украденный военный арсенал и костюмы. Воля «главного по площадке» была исполнена, и через пару дней весь реквизит вернули. В итоге того бандита, которого "замочили" у баркаса, сыграл настоящий мафиози. После выхода фильма на экраны мужик в один миг стал национальным героем. Все жители Махачкалы ломились в кинотеатры, чтобы посмотреть на него!

Товарищ Сухов ушел в запой…

Интересна и судьба главного героя фильма – товарища Сухова. Сначала на эту роль пригласили актера Георгия Юматова. Но у него в то время были серьезные проблемы с алкоголем. И режиссер поставил ему условие: уйдешь в запой - сниму с фильма. Как назло, прямо накануне съемок Юматов «сорвался»: напился и ввязался в драку. Все лицо актера было побито, несмотря на то, что он просил своих обидчиков не оставлять синяков, так как грим не сможет "убрать" фингалы. Но те били именно по лицу. Ни о какой главной роли после этого не могло быть и речи. Тут и пригласили сниматься Анатолия Кузнецова, которого срочно вызвали из Москвы.

Петруха – тунеядец, бомж и рецидивист

Петруху играл начинающий актер - Николай Годовников. До "Белого солнца пустыни" он снимался в "Республике Шкид" и фильме "Женя, Женечка и Катюша". В первый же день съемок парень упал и разбил себе нос. Но съемки откладывать не стали. Загримировали – и вперед!

После съемок фильма Николай ушел в армию, где и посмотрел картину. А по возвращении «на гражданку» получил проникающее ранение в область сердца. Устроился работать грузчиком. Но вскоре уволился по состоянию здоровья. А в 1980 году его обвинили в тунеядстве и посадили в тюрьму. Вернувшись из тюрьмы, актер стал бомжом, жил на чердаках и в подвалах. Потом попал в воровскую шайку. Однажды стоял на «шухере»… Его поймали и дали новый срок – за кражу. В общей сложности Годовников отсидел восемь лет.

Непростая смерть Абдуллы

Абдуллу играл красавец- грузин - Кахи Кавсадзе. По сценарию, Абдулла раненый плывет под водой. Но вода оказалась мутной, и снимать в ней было невозможно. Решили, что Сухов должен просто его убить. Но ведь не может такой злодей просто так умереть! Так родилась гениальная идея - сначала Абдулла сползает раненый по лестнице, стреляет в воздух, а его кровь перемешивается с нефтью…

Были в фильме и кадры, которые потом не вошли в картину. Например, Абдулла поджигает бак, где прячутся его жены. Женщины, спасаясь от огня, скидывают с себя одежду и лезут наверх, к Сухову. А тот их гонит: "Куда вы? Здесь же пули!" Но девчонки отказались сниматься обнаженными. И никакие уговоры режиссера не помогли. Потом одна все-таки согласилась, и то - «ради искусства». А остальные "жены" поставили два условия. Первое - прозрачные наклейки на грудь, имитирующие одежду. А второе - чтобы на съемочной площадке не было мужиков. А вокруг - одно мужичье: режиссер, операторы, осветители и дядя Ваня, плотник. Его-то и прогнали…

В другом эпизоде, не вошедшем в фильм, Сухов плывет на ладье под парусом, на котором вместо солнца красуется лицо его жены Екатерины. Нахмурился товарищ Сухов - и давай из ладьи весь гарем, который плыл с ним, в воду выкидывать. Дело было осенью. Мужики все в телогрейках, а гарем - в своих платьях. А вода – ледяная! Рядом дежурил катер спасателей. Они и вылавливали "жен" из воды, а потом каждой наливали полстакана коньяка.

Кстати, в фильме должно быть две серии. Планировалось, что во второй части Сухов вновь приедет на Восток, где вместе с бывшими женами Абдуллы будет строить социализм. Но высокое руководство решило обойтись одной серией.

Подвиг Верещагина

Верещагина сыграл в фильме талантливый актер Павел Луспекаев. Помните, как жена предлагает его герою черную икру, а он отказывается от нее? Эти кадры снимали глубокой ночью. Икру искали по всему городу. А когда нашли в одном из ресторанов - купили сразу два килограмма. Плотник дядя Ваня сделал специальную плошку с углублением (чтобы ложка в икре "тонула"). Пока настраивали аппаратуру, Верещагин, войдя в образ, съел несколько ложек деликатеса. Как только режиссер это увидел, скомандовал: "Все, снимаем, безо всяких репетиций и дублей!" Но самое обидное то, что икра никому из съемочной группы после работы не досталась. Все так устали, что не сообразили поставить ее в холодильник. Наутро кинулись к икре - а она вся протухла...

Роль Верещагина стала для Павла Луспекаева последней. Уже тогда он чувствовал себя неважно. У актера были ампутированы ступни ног, он ходил на протезах. Когда шел на съемочную площадку, за ним всегда следовала супруга – актриса Инна Кириллова (бывшая жена Владимира Мотыля), которая несла стульчик. Павел через каждые 20 метров говорил ей: "Подставь". А после съемок он всегда садился у моря, опускал ноги в воду. Перед смертью актер особенно полюбил быть в кругу людей, а к Николаю Годовникову (Петрухе) относился как к собственному сыну...