Скандалы

Ингмар Бергман: «Увидеть Швыдкого – и умереть!»

Как известно, мегазвезды мирового кино не спешат на нынешний Московский кинофестиваль. Да и зачем они нужны – ведь на нем уже есть мегазвезда, и какая – наш дорогой и всеми любимый Никита Сергеевич Михалков! Тем не менее, практически весь киномир, затаив дыхание, следит за интригой конкурса нашего фестиваля, где собраны новые работы самых почитаемых и известных мастеров режиссуры, постоянно обсуждает светские новости и события. Культурологу и киноведу Ренате Муратовой удалось побеседовать по телефону с рядом гениев киноискусства, которые не стали скрывать своих восторгов по поводу нынешнего Московского кинофестиваля и его руководителей Михаила Швыдкого и Рената Давлетьярова.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию перевод записи ее телефонного разговора с величайшим мастером мирового киноискусства Ингмаром Бергманом.

-Господин Бергман! Доброго вечера суток! Как погода на острове? На Форё не штормит?

-Погода прекрасная, но как-то скучно. Так и тянет в Москву на ваш фестиваль. Но меня туда почему-то упорно не приглашают вот уже который год. Видимо, недостоин…

-Что Вы! Вы же любимый режиссер нашего самого уважаемого и многоопытного культуртрегера Рената Давлетьярова. Ренат даже шведский язык выучил, чтобы смотреть Ваши картины без перевода.

-Приятно слышать. Я тоже премного наслышан о вашем благородном и бескорыстном Ренате, готовом снять с себя последнюю тельняшку, чтобы в это жаркое лето поставить в пресс-центре Московского кинофестиваля аппарат с питьевой водой. Может быть, мне сценарий про него написать? У нас тут на Западе, скажу вам честно, фестивалями руководят одни бездуховные жлобы. Прав был мой старый друг Саша Сокуров, когда говорил, что в Каннах бал правит сплошная бездуховность, пошлость и коррупция.

-Коррупция? Неужели на Каннском фестивале такое возможно?

-А вы как думали? За каждым призом стоят взятки, взятки и еще раз взятки. Мне один французский продюсер жаловался, фамилии сейчас не помню, что-то типа Чалуянц. Так вот, за картину с названием вроде «Пока не мертвый, но уже и не живой» критики требовали по пять тысяч евро каждому, чтобы ленту отметили. Представляете? Разве такое возможно на Московском кинофестивале или на «Кинотавре»? Ведь у вас царит такое бескорыстие, такая широта душевная. Мне про прошлый Московский кинофестиваль рассказывали, что его девизом вполне могли бы быть такие слова: «Еще и пьянка не началась, а последний огурец не только порезан, но и съеден».

-Господин Бергман! Стокгольмская газета «Дагенс нюхетер» недавно писала, что Вы просто в восторге от современного российского кино?

-Я целыми днями только и делаю, что смотрю ваши новые фильмы. Они просто великолепны. «Космос как сочувствие», «Сволочюги», «Граф Монт и Негра» - эти названия среди шведской интеллигенции у всех на слуху. Особенно мне понравился фильм «Сволочюги» - такой режиссуры не встретишь даже у китайцев. Что эти китайцы? Снимают свои фильмы за три цента, просто халтурщики. А вот «Сволочюги» просто вещь колоссального таланта. И сразу видно, что создатели над каждым кадром работали тщательным образом, все проверяли и перепроверяли, чтобы не ошибиться даже в мелочи. Мне просто стыдно даже стало за «Фанни и Александра», который по сравнению со «Сволочюгами» выглядит исторической фальшивкой, дешевкой бездарной. Представляете, какое потрясение, какое прозрение я пережил в свои 88 лет после ваших гениальных режиссеров – Аганесяна, Миргуновой и Мучителя.

-Вы хотите сказать – Атанесяна, Мигуновой и Учителя?

-Да какая разница? Все равно гении! Я всю жизнь простоял на пороге комнат, где царит настоящее кино. Заглядывал в одну комнату – а там Никита Михалков со всем своим семейством. Потом в другую – там Учитель с Дуней. Третья занята Юлием Гусманом. Ну а в четвертую даже заглядывать было страшно, потому что в ней находился сам Михаил Швыдкой.

-Вы и Швыдкого знаете?

-А кто же не знает этого человека? У нас в Швеции его называют матерью Терезой российской и, особенно, русской культуры. Это святой человек, глаза которого лучатся добротой, бескорыстием, желанием отдать последний фунт стерлингов на возрождение полузабытой православной церквушки где-нибудь под Краснокаменском. В России всего два таких великих человека – это Павел Третьяков и Михаил Швыдкой.
У нас в Швеции таких людей нет. У нас каждый министр культуры, как говорят, все норовит взяток побольше себе путем отката понабрать да виллы загородные отстроить, в которых на зарплату даже дверь не купишь. А некоторые наши министры обнаглели до того, что, положив на дела сами понимаете что, пляшут и поют по телевизору скабрезные песни. Не подумайте, что это мое стариковское брюзжание. Просто когда я со стыдом вижу тот бардак, те пьянство и коррупцию, что царят в западном кино, и сравниваю их с благолепием, царящим в российском киноискусстве под мудрым руководством Михаила Швыдкого, мне так и хочется упасть в ноги к Михалкову с челобитной.

-Так приезжайте к нам в Россию.

-Но я же не могу так, с пустыми руками…Мои фильмы, кому они нужны… Ведь то, что снимает Мучитель…извините, уважаемый Учитель, по сравнению с моими недостойными опусами – это Эверест. Хотя знаете, я кое-что могу предложить. Свою селедку фирменную, что так и называется «От Бергмана с Форё привет вам и удача». К шикарнейшей водке «Русский стандарт» она подойдет в самый раз. Так и передайте мое предложение Михаилу Швыдкому, Никите Михалкову и Ренату Давлетьярову. У Московского кинофестиваля уже есть свой Ренат, своя водка, а теперь будет и своя селедка. И еще прошу – берегите Швыдкого, от клеветы берегите и критики неправедной со стороны фундаменталистов. Другого такого не будет человека на таком посту – с сорока рублями в потертом портмоне на метро и пиво. Увидеть Михаила Швыдкого хоть раз, прикоснуться к этому сияющему символу духа русской культуры – это моя метафизическая мечта.


-Спасибо Вам, господин Бергман. Ждем Вас на Московском кинофестивале вместе с селедкой.