Политика

ФСБ России: рассекречен сотрудник МИ-6, вербовавший экс-офицера российских спецслужб Вячеслава Жарко

Показания российского гражданина Вячеслава Жарко, признавшегося в своей вербовке спецслужбами Великобритании, позволили рассекретить агента Ми-6, ранее уже проходивший по одному делу о шпионаже.

"В ходе расследования уголовного дела по признакам шпионажа британской разведки МИ-6 против Российской Федерации свидетелем Вячеславом Жарко опознан сотрудник МИ-6, который проходил по уголовному делу в отношении полковника Минобороны России Сергея Скрипаля, осужденного в 2006 году на 13 лет за шпионаж в пользу Великобритании", - рассказал представитель ФСБ. По его словам, шпион представлялся Скрипалю как "Антонио Альварес де Идальго". А в ходе вербовочной беседы с Жарко он представлялся как "Пол". Перебежчик Олег Гордиевский отозвался о нём как о "лучшем специалисте по России", передаёт "Интерфакс".

Напомним, что в ФСБ экс-налоговик пришёл вскоре после нашумевшей 31 мая этого года пресс-конференции в Москве российского бизнесмена Андрея Лугового, сообщившего о попытках его вербовки британскими спецслужбами. Свой визит он объяснил опасением за свою жизнь.

В ходе предварительного следствия Жарко рассказал, что его вербовка (сначала под видом консалтинга) состоялась в Лондоне. Вербовал его Литвиненко, предложив "работать на правительство". Он же познакомил его с англичанином Марком Флинтом, якобы отставным офицером и владельцем консалтинговой компании. Последний привел двоих англичан: Пола и Джона, которые хорошо говорили по-русски и не скрывали, что работают в МИ-6. Они сообщили, что их интересует информация по России политического, экономического и военного характера. С новоявленного шпиона взяли расписку в том, что он брал деньги от секретной службы Ее Величества. При этом Литвиненко для "весомости" выдал его за сотрудника ГРУ. "Зарплату" Жарко установили в 2000 евро ежемесячно.

Завербовав Жарко, британцы послали его на Украину, где теперь уже ему поручили роль вербовщика. Для экстренных случаев ему выдали сотовый телефон, по которому он мог связываться опять-таки с Литвиненко. Но в 2005-м англичане поставили новую задачу: теперь он должен был собирать информацию по неправительственным российским организациям. В 2006-м британцы потребовали найти подходы к Управлению контрразведывательных операций ФСБ. По их информации, кто-то из сотрудников посольства в Москве был завербован ФСБ, пишет "Российская газета".