Политика

Политический экстремизм окажется вне закона

Как ожидается, сегодня, Владимир Путин утвердит внесенные поправки к Закону "О противодействии экстремистской деятельности". Уже принятые российскими парламентариями и сенаторами поправки должны будут наконец-то конкретизировать само понятие "экстремизма" и определить все необходимые механизмы борьбы с этим явлением.

По мнению многих наблюдателей, принятый без лишних проволочек закон, пока еще не идеален и, безусловно, должен будет пройти некоторое апробирование на практике. Однако мало кто уже сомневается, что обновленный закон все-таки сможет встать на пути у тех, кто стремится к насильственному изменению основ конституционного строя, иными словами, выступает против целостности РФ. А сам факт принятие этого закона покажет, что государство несмотря ни на что, готово жестко пресекать любые проявления политического экстремизма.

Законопроект, как и следовало, ожидать, вызвал настоящую бурю эмоций у некоторых оппозиционных политиков. Прежде всего, их не устраивает, что в качестве экстремизма новый закон будет рассматривать публичную клевету в отношении должностных лиц, а также распространение материалов экстремистского содержания и призывы к насилию и осуществлению массовых беспорядков. Однако всем недовольным не стоит упускать из виду, что именно в руках суда находится право определять, что является экстремизмом, а что нет. Кроме того, в Законе особо оговорено, что "не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости".

По мнению, Валерия Тишкова, председателя комиссии Общественной палаты при Президенте РФ по вопросам толерантности и свободы совести, по обновленному закону, прежде всего, будут отвечать те, кто своими публичными высказываниями подталкивает россиян к насилию. «Главная проблема в том, что экстремистские лозунги стали использоваться для политической мобилизации и отдельными политиками, и лидерами некоторых организаций, и даже в некоторых случаях депутатами Государственной Думы.- отмечает член Общественной Палаты. - Поэтому тот факт, что Президент подписал эти поправки, - это очень полезный шаг в направлении противодействия экстремизму».

Тишков абсолютно уверен: «ссылки на то, что якобы любая критика теперь будет объявляться экстремизмом, явно несостоятельны. Ведь решение в каждом конкретном случае должно быть проведено через суд и получено судебное заключение».

По мнению вдохновителей этого законопроекта, без политического экстремизма не будет и реального насилия в обществе. «Это и есть суть закона, в которую не хотят вникать его критики», - заключает председатель комиссии Общественной палаты.

В свою очередь президент Гильдии адвокатов России, ректор Российской академии адвокатуры Газан Мирзоев, считает, что критики закона должны были бы для начала внимательно изучить его текст. «Как профессор права я не разделяю эмоциональных оценок.- отмечает Мирзоев.- Но могу сказать, что закон, безусловно своевременный».

С законодателями и представителями Общественной палаты согласны и большинство российских политологов, что Закон не поставит новых барьеров перед цивилизованной оппозицией. Так политолог Дмитрий Орлов полагает, что Закон о противодействии экстремистской деятельности - вполне логичный акт: «Во-первых, он вытекает из логики действующего законодательства, а, во-вторых, - продолжает такие начинания как Антифашистский пакт, который весной нынешнего года подписали все ведущие политические силы страны».

Безусловно, закон многим политологам показался достаточно жестким. «Оправдана ли эта жесткость? – задается вопросом Орлов - Мне представляется, что вполне оправдана, так как закон не содержит норм, которые можно было бы истолковать как призыв к преследованию политической оппозиции или как попытку превращения борьбы с оппозицией в повседневную политическую практику».

Политолог отмечает, что поправки содержат вполне исчерпывающие нормы, которые прямо запрещают предпринимать действия, связанные с насилием или угрозой насилия, с клеветой и оскорблениями, с попытками силового давления на власть. «Политический процесс органичен жесткими рамками, но это рамки легальности. – считает Дмитрий Орлов. - И любому участнику этого процесса закон оставляет возможность распространять и пропагандировать свои взгляды, участвовать в избирательном процессе и общественной жизни. Но "выход за флажки", за рамки парламентских, цивилизованных методов работы запрещен».

По мнению политолога, все маргинальные организации, которые стремятся к расширению политического поля «не путем завоевания места в парламенте, не путем общественно значимых инициатив, а путем сокрушения духа и буквы Конституции, - окажутся под огнем закона.

«Ну, а маргиналы должны будут либо легализоваться и работать в правовом поле, либо прекратить свое существование, - заключает Дмитрий Орлов.