Политика

Скупость Чубайса довела лидера СПС до пиара

Российские политологи продолжают обсуждать причины, заставившие лидера "Союза правых сил" Никиту Белых обратиться к крупному бизнесу с довольно истеричным заявлением под названием "Отечество в опасности. "Совок" возвращается". Предупреждаяя "об угрозе реставрации социализма в России", Никита Белых обращается к бизнесменам с просьбой помочь деньгами, заранее упрекая их в том, что они не хотят поддержать якобы защищающее их интересы СПС в финансовом плане.

Вячеслав Никонов, президент фонда "Политика":

- СПС – это партия не бедная, и люди там не бедные. У нее всегда было нормальное финансирование, прежде всего – по линии РАО "ЕЭС". Почему бизнес не хочет спонсировать эту партию – вопрос не ко мне. Но тут очевидно, что партия не бедствует. Нельзя исключать, что некоторые бизнесмены просто не хотят спонсировать своих конкурентов по бизнесу – такая причина тоже возможна.

Дмитрий Бадовский, заместитель генерального директора НИИ социальных систем МГУ им. М.В.Ломоносова:

- Судя по тем финансовым отчетам, которые СПС представляла и которые были опубликованы, нельзя сказать о том, что "правые силы" испытывают какие-либо проблемы с фандрайзингом. У них в этом отношении дела как раз идут хорошо – наполнение из бюджета идет достаточно устойчиво, и они по финансированию занимают одну из передовых позиций. Что касается заявления Никиты Белых, написавшего воззвание к предпринимателям, то это вовсе не обращение к бизнесу, а обычный пиар-ход.

Это гораздо более пиар-акция, чем мероприятия, связанное с привлечением средств. Совершенно очевидно, что таким образом он рассчитывал на привлечение дополнительного внимания к партии, а вовсе не на привлечение денежных средств. Для СПС сейчас очень важно привлечь к себе внимание – работая и на социальном поле с популистской риторикой, и не бросая свой традиционный электорат. Поэтому обращение Никиты Белых к бизнесменам есть ни что иное, как демонстрация значения для партии право-либеральных идеологических ценностей.

Не стоит забывать, что у предпринимателей есть своя логика и свои критерии, каким конкретно политическим партиям надо оказывать финансовую поддержку. И дело тут вовсе не в политике. Например, некоторые могут отказаться спонсировать СПС только из-за того, что там есть их конкуренты по бизнесу. А никто не даст никакой гарантии, что такая спонсорская помощь каким-либо образом не обернется фактическим финансированием конкурента или его пиара.