Политика

БАБские сети

Бизнесмен Борис Березовский хоть и скрывается от российской Генпрокуратуры в Лондоне, от своих планов вернуться в Россию победителем отказываться не собирается. Равно как и от намерений устроить в России маленькую победоносную революцию, следуя при этом тактике большевиков: главное, захватить почту и телеграф. Попутно Борису Березовскому даже пришлось подавить своих собственников меньшевиков в лице ещё одного претендента на роль предводителя дворянства, Гарри Каспарова. Словом, на войне как на войне.

Будучи отличным стратегом, Борис Березовский не понимает, что главным оружием оппозиционера является не замшелый булыжник пролетариата, а вполне себе респектабельные СМИ. От того, как журналисты преподнесут появление на сцене нового мессии, будет зависеть дальнейший успех операции. И БАБ начал действовать.

Последние события в медийной сфере, связанные с покупкой Рупертом Мэрдоком контрольного пакета акций компании Dow Jones вместе с журналами Barron's и SmartMoney, новостным агентством Dow Jones Newswires и американской The Wall Street Journal, а также скандал, разразившийся в российском The New Times стали всего лишь наглядным пособием по захвату того самого пресловутого "телеграфа".

Борис Березовский и его деловой партнёр Руперт Мердок уже давно окучивают рынок СМИ на постсоветском пространстве.

Грузинский медиа-рынок давно уже попал под влияние ещё одного друга российско-лондонского олигарха Бадри Патаркацишвили - вора в законе по кличке Бадай. Его телекомпания "Имеди", также входящая в состав медиа-империи Руперта Мердока News Corporation, смогла подавить даже такого конкурента, как вестника "революции роз" телеканал "Рустави-2".

Устойчивые медиа-позиции у Березовского и в Латвии, где он контролирует популярный телеканал TV5. Также в медиа-копилку чуть позже попала и телекомпания LNT, приобретённая уже Рупертом Мердоком. Кстати, помимо LNT Руперт Мердок сделал финансовые вливания и в TV5, приобретя 70% акций телекомпании. Оставшиеся 30% остались у партнёра Березовского Михаила Шейтельмана.

Примечательно, что незадолго до этой сделки, Борис Березовский приезжал в Латвию. Пограничники не нашли ничего подозрительного в британском travel document на имя Платона Еленина, и Березовский совершенно спокойно провел ряд встреч и пресс-конференцию, на которой заявил о том, что его интересует покупка латвийских средств массовой информации и недвижимости. В Латвии, кстати, уже несколько лет Фонд Бориса Березовского, занимающийся, по словам, поддержкой культурных проектов. Например, под патронажем фонда Березовского гостелевидение показывало одиозный фильм "Покушение на Россию", снятый на деньги самого БАБа.

Есть свои интересы у Березовского и в Киргизии. Речь, правда, идёт не о СМИ, а о золоторудном месторождении Джеруй, председателем правления которого уже назначен бизнес-партнёр Березовского Рафаэль Филинов, но от золотого песка до золотых информпотоков не так уж далеко.

Нельзя сбрасывать со счетов и Украину, в которую Березовский уже вложился довольно основательно. Словом, Борис Абрамович формирует вокруг России собственную медиа-сеть, которая должна сыграть роль своеобразного информационного фильтра, "правильно" преподносящего новости о событиях в России для жителей стран СНГ. С помощью Руперта Мердока подобные информационные фильтры устанавливаются и в зарубежных СМИ. И покупка Мердоком The Wall Street Journa,l скорее всего, изменит даже не столько информационную политику на американском медиа-рынке, сколько станет ещё одним гвоздём в гроб прямого конкурента Березовского на место "светоча демократии" в России - Гарри Каспарова.

Заслуга в развале оппозиционной коалиции "Другая Россия" принадлежит отнюдь не абстрактному Кремлю, а вполне конкретному беглому олигарху. В "Другой России" Березовский увидел структуру, способную помочь ему в его начинаниях, однако неспособный к адекватному сотрудничеству Каспаров заставил Березовского провести банальную рейдерскую атаку на организацию. Параллельное финансирование "другороссов", истерики Каспарова в отношении Березовского - это и многое другое привело к тому, что часть оппозиционеров вышла из коалиции, часть, в том числе и лидер национал-большевиков Эдуард Лимонов, переметнулись к своему старому патрону, а Каспаров на сегодняшний день остался в одиночестве. До недавнего времени Гарри Кимович, которого его коллеги в шутку окрестили Гарри Клетчатым, ещё имел некоторое влияние на западном медиа-рынке, как штатный колумнист The Wall Street Journal. Теперь же представляется весьма сомнительным, что Каспарову будет позволено критиковать Березовского, ведь в противном случае он может оказаться в информационном забвении.

Что касается российских СМИ, то и в их отношении Борис Березовский выстраивает коварные, но вполне реалистичные планы. Сохранив влияние на авторитетный "Коммерсант", Березовский, через своего партнёра Руперта Мердока, продолжает рассчитывать на приобретение медиа-пакета Газпрома, включающего в себя телекомпанию НТВ, четыре радиостанции, включая "Эхо Москвы", газету "Известия", "Трибуна" и "Петербургский Час Пик", а также журналы "Итоги", "Семь дней" и "Караван историй". В последние годы, как только руководство "Газпрома" заикается о продаже всех непрофильных активов компании, тут же на горизонте возникает Руперт Мердок, предлагающий купить всё оптом или в розницу. В империю Мердока, кстати, входят радиостанции "Наше радио" и Бест FM", но о их политическом влиянии на аудиторию пока говорить не приходится.

А пока гиганты медиа-индустрии решают глобальные задачи, Борис Березовский не брезгует и мелкими проектами. Так, похоже, что под контроль Березовского в ближайшее время попадёт недавно созданный журнал "The new times". Учреждённый супругами Дмитрием и Иреной Лесневскими, журнал позиционировался как оппозиционный и явно готовился в продажу. Об этом, в частности, заставляет говорить произошедшая в издании редакторская рокировка. Сообщение об отставке нынешнего главного редактора издания Рафа Шакирова и назначении на его место скандальной журналистки Евгении Альбац по кличке Беда-Беда поначалу вызвало недоверие - сравнивать профессионализм Шикирова и Альбац по меньшей мере некорректно. Тем не менее, газета "Коммерсант" подтвердила эти слухи, сообщив, что своём решении уйти из издания Раф Шакиров объявил на редколлегии. "Причины ухода господин Шакиров разглашать не стал, однако сотрудники The New Тimes заверили Ъ, что господину Шакирову не нравился формат издания - он тяготеет к деловой журналистике, а госпожа Лесневская, в свою очередь, считает, что деловая ниша на рынке переполнена", - пишет "Коммерсант".

Скорее всего, Шакиров будет вынужден покинуть "The new times", поскольку вряд ли у него останется даже моральное право возглавлять издание, на информационную политику которого он повлиять не в силах. "В редакции не исключают, что причиной решения Рафа Шакирова могло стать сложившееся в журнале двоевластие: именно редактор отдела политики Евгения Альбац имеет сильный голос при принятии редакционных решений, и к ней склонна прислушиваться госпожа Лесневская", - пишет "Коммерсант", добавляя, что поведение г-жи Альбац стало причиной ухода ряда сотрудников издания.

Между тем, это уже второй случай, когда используется один и тот же приём. В конце прошлого года британская газета "The Guardian" опубликовала сообщение о том, что "смелую журналистку", занимающуюся расследованиями, Евгению Альбац, недавно вынудили уйти с "Эха Москвы"." Газеты свободнее, но мало кто из них готов идти в лобовую атаку на власть, а большинство значимых газет находится в руках друзей Кремля. Единственный относительно свободный сектор СМИ – это интернет, но надолго ли", - задаётся вопросом газета. Разумеется, что Альбац и руководство радиостанции опровергло эти слухи, однако вскоре поднявшаяся в результате скандала в рейтингах журналистка заявила о своём участии в новом оппозиционном проекте. Сейчас, когда журнал перестал оправдывать вложенные в него средства, его, похоже, решили всё же продать, сопроводив сделку таким вот небольшим скандалом.

Арина Семёнова