Политика

Ходорковский отредактировал "бестцеллер"

Было время, ленинградская и московская научные школы постоянно бодались, как правильно писать – "цербер" или "кербер", "кесарь" или "цезарь". Но, чтоб в обрусении латиницы S трансформировали в Ц… Прямо так и написано - "бестцеллер". Вдобавок политический. Хорошо, хоть не на книге, а на сайте издательства "Алгоритм". Тоже, согласитесь, неслабо. Ничего, сейчас взнуздают книжный рынок этим самым вышеуказанным, и, глядишь, корректора наймут.

Как-то у этих господ сочувствующих и обихаживающих самого богатого человека в стране все так синхронно складывается, что в совпадения просто не верится. Михаил Ходорковский отказывается участвовать в следственных действиях. Предъявленные МБХ новые обвинения ему не понятны и неконкретны, и вообще показания он намерен давать только в следственном изоляторе Москвы. И день в день с олигархической "отрицаловкой" в Москве презентуется вышедшая в издательстве "Алгоритм" книга "Введение в будущее. Мир в 2020 году" под научной редакцией Михаила Ходорковского.

Как помнится, тяга к занятиям наукой пробудилась у Ходорковского практически сразу после этапирования в Краснокаменскую колонию в январе прошлого года знаменитый осужденный уже обращался к руководству колонии с просьбой предоставить ему возможность заниматься научной деятельностью. Однако другой работы, помимо швейного производства, администрация колонии предоставить не смогла. Сеять разумное-доброе-вечное на зоне в качестве преподавателя школьных дисциплин ему тоже не разрешили. Против планов написания диссертации администрация колонии возразить не могла – в свободное время, разумеется. Но Ходорковский был предупрежден, что защититься (он хотел поднять научно тему местного самоуправления) осужденный диссертант сможет лишь по выходу из колонии. Все-таки Краснокаменск - не тюрьма ее Величества Мейз в Белфасте, куда ирландские бомбисты-республиканцы попадали полуграмотными недорослями, а вышли (благо "срока" позволяли) бакалаврами и докторами. В общем, не сложился в России прецедент остепенения за "колючкой".

Не заладилось у Михаила Борисовича и сотрудничество с газетой "Резонанс". Возможно, он надеялся, что это поспособствует условно-досрочному освобождению, на худой конец, внеочередному свиданию или дополнительной посылке. Однако общественной нагрузке оказалось слабо перевесить наложенные на МБХ взыскания с последующими посадками в штрафной изолятор. "Лагкор" не состоялся, а жаль. Репортажи "от первого лица" о событиях лагерной жизни на страницах ведомственного издания Управления Федеральной службы исполнения наказаний обещали стать для читающей публики несомненным "хитом" сезона. Жаль, что автор предпочел "Резонансу" сотрудничество с британским "The Economist". Запугивание великодержавными амбициями Китая не впечатлило ни западного, ни российского читателя.

И вот теперь, "из глубины сибирских руд", параллельно учету пошитых сокамерниками брезентовых рукавиц - написана целая книга! "Человечество стоит на пороге грандиозных перемен. Множество мелких изменений перерастают в снежный ком глобального кризиса. Привычный мировой порядок трещит по швам, появляются новые игроки и новые "правила игры". Каким будет мир 2020 года?" Когда, как? Завесу авторской тайны приоткрыл на презентации "монографии" Михаил Делягин – оказывается, Ходорковский написал всего лишь предисловие, находясь в колонии, а рукописи передавались "на волю" через своего адвоката. Однако и предисловия оказалось достаточно, чтобы поименовать опального олигарха "научным редактором". Директор Института проблем глобализации Делягин уверяет, что библиоманы просто-таки сметают произведение с прилавков лучших книжных магазинов столицы и других городов России. Наши маркетинговые зондирования пока свидетельствуют, что на отечественном книжном рынке новый "бестселлер" на сегодняшний день представлен только в торговом Доме книги "Москва" При скромном до неприличия тираже в 2000 экземпляров анонсированный Делягиным "бук-бум" можно вообразить только с огромным насилием над здравым смыслом.

Если в чем это издание и отличается "лица необщим выраженьем", так это обложка. Монументально набранная фамилия ХОДОРКОВСКИЙ - добрая треть ее площади, выше робкое пояснение "научный редактор", почти микроскопически. В надежде, что кто-нибудь купится и купит. Однако читатель нынче дошлый, прежде чем раскошелится – полистает. И с удивлением обнаружит, что уважаемый "научный редактор" не написал даже приписываемого ему предисловия – специально для этой книги. За предисловие выдана все та же статья в "Экономист". А далее под обложкой все тот же Делягин и Александр Неклесса в компании гораздо менее известных политфутуристов. В чем руководящая и направляющая роль научного редактора, как она практически реализована в условиях российской пенитенциарной системы, можно только гадать.

"Мы сделали общественно-политические книги коммерчески востребованными" - так сформулировал творческое кредо "Алгоритма" директор издательства " Сергей Николаев, и он знает, что говорит. На подходе очередной "политический бестцеллер".

- Что же это будут за книги? – спросили коллеги из KM.RU:

- Не скажу! – пококетничал Николаев. - А впрочем, будет книга самого скандального политика 2006 года, и острая книга на самую скандальную тему 2006 года. Мы не уходим от острых тем и неоднозначных авторов. Но раз в год все-таки можно позволить привлечь к себе повышенное внимание, не правда ли?

Речь, видимо, шла о развитии серии. "Эволюция человека не просто продолжается: биотехнологии многократно ускоряют и углубляют, форсируют ее, превращая в реальность самые смелые домыслы. Каким будет человеческий облик через полтора десятилетия? И как его изменение изменит отношения между людьми и цивилизациями? Ходорковский M. Б. "Постчеловечество". И то же – "научный редактор".

Михаил Вознесенский