Политика

Авиакатастрофа в Ярославле вне политики

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) сообщил о результатах расследования катастрофы самолета авиакомпании "Як-сервис", в результате которой погибли все пассажиры.

Трагедия, унесшая жизни 44 человек - членов экипажа, хоккеистов, тренеров и персонала хоккейного клуба "Локомотив", - стала настоящим шоком для большинства россиян. Да и не только, Вместе с нашей страной по погибшим скорбел весь хоккейный мир, и в первую очередь страны, граждане которых находились в этом самолёте.

Но не обошлось и без политики. Волею случая, авиакатастрофа произошла в день проведения в Ярославле мирового политического форума, в чём очень многие тут же увидели дурной знак для действующего президента, под патронажем которого проводилось мероприятие. Любителями конспирологии была вброшена версия о том, что якобы самолет взлетал с половины полосы, так как "другие полосы были заняты самолетами ВИПов". По другой версии, основную взлётно-посадочную полосу заняли "машины ФСБ с мигалками", ожидающие прилёта "борта №1", а самолёт с хоккеистами отправили на более плохую, короткую полосу. Другие же связывали эту катастрофу со взрывами домов в Москве и Волгодонске в 1999 году, считая, что и в том и в другом случае это было кому-то нужно. Третьи просто предлагали вспомнить все трагические происшествия "с момента прихода новой власти".

Расследование авиакатастрофы продолжалось почти два месяца. Но уже по ходу поступающей в СМИ информации стало ясно, что причиной катастрофы стала, скорее всего, ошибка экипажа.

"Самолет Як-42 был исправлен при вылете из Ярославля. Отказов в работе самолета, двигателей и систем, в том числе тормозной системы, не выявлено. Пожара, взрывов и разрушения самолета до столкновения с препятствием и с землей не было", - заявил председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов на пресс-конференции в среду. По его словам, внешние обстоятельства также не мешали нормальному взлету самолета: длина ВПП в аэропорту Ярославля составляла три тысячи метров, ширина - 44 метра, что позволяло безопасно выполнить взлет на самолете типа Як-42; вылет самолета был выполнен точно по расписанию; ограничений на время подготовки экипажа к взлету не было; полет выполнялся днем в простых метеоусловиях; самолет был заправлен достаточным количеством топлива, к качеству которого замечаний нет; взлетная масса и центровка самолета не выходили за установленные пределы, характеристики устойчивости и управляемости самолета соответствовали установленным.

А вот к экипажу, его подготовке и физическому состоянию у комиссии оказались серьёзные вопросы.

"После теоретического курса переучивания на Як-42 командиром воздушного судна предусмотренная документами летная программа в требуемом объеме выполнена не была. Тренажерная подготовка проводилась формально, с большими перерывами, что не способствовало приобретению устойчивых навыков пилотирования и управления самолетами Як-42", - заявил Алексей Морозов.

По мнению экспертов, экипаж самолета допустил несогласованность в работе двигателей и штурвалов. Как пояснил Морозов, бортмеханик мог принять импульсное движение колонки штурвала от себя за попытку прекращения взлета и убрать на малый газ РУДы всех двигателей без команды командира воздушного судна. "Однако мгновенно последовала команда КВС "Взлетный", после чего РУДы были немедленно возвращены во взлетное положение", - сказал Морозов.

Кроме того, в крови второго пилота был обнаружен фенобарбитал - препарат, оказывающий тормозящее действие на центральную нервную систему, запрещенный к применению пилотами. "Лица, использующие этот препарат, не могут быть допущены к выполнению полетов", - сказал Морозов.

Таким образом, к косвенным виновникам произошедшей катастрофы можно причислить и авикомпанию "Як-Сервис", которая оказалась не способна обеспечивать безопасное выполнение полетов. "Организационная структура авиакомпании "Як-Сервис", схема ее управления и финансирования не позволяли обеспечивать безопасное выполнение полета", - заявил председатель технической комиссии МАК. "В авиакомпании организация летной работы и система управления безопасностью полетов фактически отсутствовали, а штат руководителей летной службы квалифицированными специалистами укомплектован не был", - отметил он.