Политика

Звёздный час "Голоса" Америки

Не стала исключением и Россия, на территории которой действуют несколько организаций, финансируемых спецслужбами США, а также аффилированных с ними структур. Как правило, многие из них ведут себя довольно тихо в течение нескольких лет и проявляют активность только в период выборов - парламентских или президентских. Тактика действий сотрудников этих организаций при этом довольно проста - вали всё кулём, потом разберём. Иначе говоря, необходимо зафиксировать как можно больше нарушений на выборах - от наличия шторок в кабинках для голосования до лужи перед входом в избирательный участок, препятствующей свободному волеизъявлению граждан. Словом, если нарушений нет, то надо их придумать.

Более того, сотрудники региональных организаций Всероссийской "Ассоциации в защиту прав избирателей "Голос" рассказывали, что московские кураторы во время своих визитов постоянно подчёркивали неудовлетворительность работы отделений. Например, руководитель всероссийской "Ассоциации в защиту прав избирателей "Голос" Лилия Шибанова во время апрельской встречи в Саратове с руководителями "Ассоциации "Голос-Саратов" завила своим коллегам, что руководство "Голоса" и Представительства "Национального Демократического института международных отношений" США в Москве крайне недовольно результатами деятельности "Голос-Саратов" перед и в период проведения выборов, а также отчетом по итогам выборов. По их мнению данный отчет был слишком мягким, по сравнению с другими отделениями, и не отвечал требованиям и задачам организации.

О методах сбора информации сотрудниками "Голоса", кстати, говорил и известный оппозиционный депутат Владимир Рыжков. В 2003 году избирательный штаб Владимира Рыжкова заявил, что ассоциация "Голос" использовала в своих исследованиях недостоверную информацию, что, по мнению оппозиционеров, "свидетельствует о низком профессионализме специалистов ассоциации "Голос", призванных компетентно следить за исполнением избирательного законодательства в ходе выборов".

Впрочем, ни о какой компетенции речи, конечно же, идти не могло в силу, как уже было сказано выше, "требований и задач организации", финансируемой, кстати, за счет фондов и грантов Национально-демократического института (США) и Агентства США по международному развитию.

На нынешних парламентских выборах тактика "Голоса" не изменилась. Была организована так называемая "горячая линия", на которую можно было позвонить или прислать собственное сообщение о нарушениях. Что интересно, в ленте этих самых сообщений практически нет информации о действительных нарушениях, а весь протестный потенциал избирателей возмущён, например, наличием в городе рекламных щитов участвующих в выборах политических партий, нежеланием председателя избирательной комиссии вывесить на стену увеличенную копию избирательного бюллетеня, заявлением одного из УИК о невозможности посетить всех 120 избирателей, решившем проголосовать вне дома, стоящий недалеко от избирательной урны милиционер и т.д. Словом, всё, что не имеет отношения ни к нарушению законодательства, ни обязанностям наблюдателей. Более того, суммируется даже не количество конкретных фактов мифических нарушений, а общая сумма поступивших жалоб. Так что активность корреспондента газеты "Гражданский голос", написавшего подряд сразу несколько сообщений о своих проблемах в общении к председателем избирательной комиссии, вполне оправдана - чем больше сдадим, тем больше дадут.

Последнее, кстати, немаловажно. Ведь помимо трепетного отношения к правам избирателей, сотрудники "Голоса" не менее любвеобильно относятся и к деньгам, выделяемым на их существование. Среди сотрудников "Голоса" ходит история о том, как их руководительница очень ловко устроилась в жизни, начав московский период своей карьеры с грамотного распределения грантовых средств в размере 2,1 млн долларов, выделенных московскому офису "Голоса" на грант "Мониторинг деятельности депутатов" от американского фонда "МОТТа" и НДИ. Эти средства должны были быть распределены между региональными представительствами Ассоциации "Голос", но, после признания "неудовлетворительных" результатов так и осели в Москве. При этом, как отмечают свидетели грамотного распила грантов, было принято решение расформировать "плохие" отделения, а на их месте создать новые, в качестве представителей которых должны были бы выступить физические лица, после чего в этой российской бухгалтерии не разберётся ни одна ревизионная комиссия.

Но похоже, что заокеанских кураторов эти мелкие прегрешения российских "демократов" мало беспокоят. Самое главное получить картинку "неправильной демократии". Впрочем, судя по отзывам действительных иностранных наблюдателей, присутствующих на избирательных участках в Москве и ряде российских городов, выборы проходят без нарушений. Более того, председатель Европейского института геополитического анализа, экс-депутат сейма (Польша) Матеуш Пискорски отметил, что по своему уровню российские выборы более демократичны, нежели в некоторых странах Европы и США. "На тех участках, на которых мы уже были, никаких нарушений не заметили. Бюллетени и информативные материалы для избирателей подготовлены очень хорошо. Что ещё могу отметить? Такая праздничная атмосфера. Это, можно сказать, ваш народный праздник. В других странах такой праздничной атмосферы нет", - сказал он. А вот этого-то некоторые заокеанские господа допустить никак не могут.

Арина Семёнова