Политика

Сломанный крест

Начало нового года, похоже, ничего не изменило в отношениях Эстонии и России. Как и прежде, на территории этой бывшей советской республики продолжают бушевать антироссийские настроения, выражающиеся в надругательстве и уничтожении памятников советским воинам, павшим в годы Второй мировой войны.

В первый же день Нового года в латвийском городе Плявинас неизвестные сломали три памятные таблички на месте захоронения советских воинов, погибших во время Второй мировой войны. А в ночь с 3 на 4 января жертвой экстремистов стал монумент "Скорбящая женщина", установленный в эстонском городе Муствеэ - неизвестные сломали установленный на братской могиле 15 лет назад металлический крест, а также разбросали уложенные на могиле цветы. Эта история получила огласку благодаря местному журналисту Федору Маспанову, которому, в свою очередь, поведал о ней невольный свидетель преступления - охранник, стерегущий строящуюся неподалеку от памятника новую пограничную заставу. По мнению жителей городка (а большинство из них русские), акт вандализма совершил кто-то из приезжих. По словам охранника, он заметил около памятника парня с девушкой, и "парень вел себя очень несдержанно", цитирует слова свидетеля сайт "Postimees".

Удивительно, но вандалов не остановило ни то, что на братской могиле был установлен крест, ни то, что монумент находился практически в центре города, ни то, что среди останков погибших были не только русские, но и представители других наций. Например, испанский летчик Бенито Агирре, который сражался против фашистов. Это уже не первый случай осквернения памятников советским воинам в Эстонии. И хотя, под давлением общественного мнения, полиция заявила о возбуждении уголовного дела по статье об осквернении памяти погибших, согласно которой вандалов ждёт тюремное заключение сроком до одного года, шансов на то, что виновные будут найдены, а приговор вступит в силу минимальны.

Так, пресс-секретарь Йыгеваской полиции Клайре Рюндва отметила, что "буянившие на могиле люди были, скорее всего, нетрезвыми", однако, пока у полиции нет подозрений в отношении конкретных лиц, отмечает сайт Postimees. Видимо, фактор алкогольного опьянения, в случае чего, сыграет смягчающую роль. По крайней мере, более чем мягкий приговор, вынесенный уездным судом Валгамаа (южная Эстония) 31-летнему Янека и 33-летнему Ахти за вандализм и осквернение памятного монумента советским воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны, позволяет предполагать подобный исход дела. Так, вышеназванные эстонские патриоты в августе 2006 года, находясь в состоянии алкогольного опьянения, разбили плиты с именами погибших красноармейцев у монумента в Пука (Валгамаа). Но, находившийся в составе банды 13-летний подросток был освобожден от уголовной ответственности в силу несовершеннолетия, а два других героя отделались условным сроком.

Да и вряд ли могло быть по-другому, если верховная власть страны своими действиями и заявлениями фактически провоцирует наиболее ретивых граждан на подобные деяния.

Всем памятна история с многострадальным памятником советскому воину-освободителю, несколько раз пострадавшего от рук вандалов. Вокруг памятника было организовано круглосуточное дежурство из добровольцев, но вскоре глава МВД Калле Лаанет запретил проведение митингов и манифестаций у памятника. Но жирную, всё объясняющую черту под этим скандалом, подвёл премьер-министр Эстонии Андрус Ансип, заявивший, что стоящий в центре Таллинна памятник советскому Воину-освободителю уже давно следовало бы убрать в другое место, так как он является "символом оккупации страны". А президент Эстонии Арнольд Рюйтель не нашёл ничего лучше, как предложить создать комиссию для обсуждения ситуации вокруг памятника.

Дополнительным стимулом для антисоветских (читай - антироссийских) настроений послужили и поправки к 151 статье Пенитенциарного кодекса Эстонии, касающиеся "разжигания социальной вражды". Согласно этим поправкам, уголовному преследованию подлежит демонстрация "официальной символики оккупационных режимов", то есть СССР, союзных советских республик, нацистской Германии, Национал-социалистической рабочей партии и СС. Правда, несмотря на то, что под уголовную статью попадали как советские, так и нацистские символы, никто из эстонских государственных деятелей не вспоминал и не осуждал официально разрешённые марши ветеранов фашистских войск СС. Точно также, как никто не мешал эстонскому парламенту принимать законопроект, запрещающий устанавливать памятники, "разжигающие рознь и возвышающие государства, оккупировавшие Эстонию", а уже существующие произведения монументального искусства, которые подпадают под такое определение, эстонские парламентарии предложили сносить. Разумеется, что под оккупантами подразумевалась совсем не гитлеровская Германия.

Между тем, в основе всех этих событий лежит, как можно предположить, причина не столько даже этического или националистического, сколько политического характера. Акции осквернения памятников советским воинам, которых "новые эстонцы" считают оккупантами - хороший козырь в предвыборных раскладах в органы власти. Лозунги об обретённой независимости, о ложном патриотизме и национальном самосознании находят поддержку вреди населения. В особенности среди молодёжной аудитории.

Эстонские праворадикальные ультранационалистические партии пока ещё не обладают большинством в парламенте страны и формально находятся в оппозиции. Более того, в последнее время они стали терять в популярности. Так, по итогам предыдущих выборов в Рийгикогу (парламент) объединённая партия "Союз Отечества/Res Publica" с трудом преодолела пятипроцентный барьер. А на недавних муниципальных выборах в Таллинн и вовсе потерпела поражение. Однако эстонские националисты не теряют надежду поднять свой рейтинг, а тема ненависти к России стала едва ли не основной в их линии поведения.

Например, депутаты "Союза Отечества" предъявляли претензии Центристской партии по поводу её сотрудничества с российской "Единой Россией". В частности, по мнению ультраправых, именно единороссы стоят за антиэстонской кампанией, развернутой в России, а договор между этой российской партией и центристами наносит ущерб национальным интересам Эстонии. При этом, депутат от "Res Publica" Марко Михкельсон упрекал МИД Эстонии за недостаточно активную информационную войну с Россией.

Разумеется, что находятся и те, для кого популяризация антироссийских настроений в Эстонии только на руку. Ещё в 2005 году президент США Джордж Буш однозначно заявлял о том, что Советский Союз оккупировал страны Восточной Европы. "...Я собираюсь акцентировать внимание на том вкладе, который Америка и многие другие государства внесли в победу над нацизмом. Для Западной Европы окончание Второй мировой войны означало освобождение. В Центральной и Восточной Европе война ознаменовалась советской оккупацией и аннексией Эстонии, Латвии и Литвы, а также насаждением коммунизма", - пишет Джордж Буш. Использовал прибалтийскую карту ненависти и беглый олигарх Борис Березовский. "Вопрос об одинаковой трактовке фашизма и коммунизма корректен", - считает Березовский.

Но политические игрища - политическими игрищами. На кону же, по сути, стоит судьба нации. "Не стреляйте в прошлое из пистолета, иначе будущее может выстрелить в ответ из пушки", говорил дагестанский поэт Расул Гамзатов. В России тоже было нечто подобное в отношении к советскому прошлому. И хотя находятся как противники, так и защитники СССР, этот антагонизм не загоняет оппонентов на баррикады. Другое дело, нарастание фашистских тенденций в обществе и идеализации идеологии германского фашизма. Быть может не в меру патриотичные эстонцы не помнят, не знают или не хотят того, чем является фашизм для всего мира. Сегодня им удобнее в качестве оккупантов называть советских воинов, в числе которых были и русские, и испанцы, и эстонцы, но завтра их ложный патриотизм обернётся против них самих. И тогда история вновь окажется права. Но будет уже поздно.

Игорь Кулагин