Политика

Иван Стариков: «В СПС произошел «левый поворот»

В политическом пространстве России одной из главных новостей продолжает оставаться результат СПС на выборах в Пермском крае. Эксперты полагают, что свои лавры Никита Белых получил за нехарактерый для правых креатив – он сделал акцент не на интересах бизнеса, а на нуждах пенсионеров. Именно борьба за повышение пенсий стала главным лозунгом избирательной кампании СПС.

Любопытно, что именно Белых стал лицом «пенсионной темы» в раскрутке правых. А ведь еще совсем недавно он уверял общественность, что твердо стоит на либеральной платформе и никакая «левизна» не съест своей коррозией СПС. Он даже внедрил в партийные массы лозунг «Левый поворот запрещен», который быстро стилизовали под дорожный знак. Кстати, такая картинка является кнопкой Интернет-журнала самого Белых, расположенной на официальном партийном сайта.

В общем, фактически получилось, что ради результатов в родном крае лидер СПС отошел от собственной либеральной позиции, оказавшись в сообществе левых. На эту «поворотную тему» сайт «Yoki.Ru» побеседовал с либеральным политиком, членом Федерального политсовета РНДС Иваном Стариковым.

- В Пермском крае Союз правых сил показал отличный результат. Но если посмотреть на идеологию его предвыборной кампании, то она выглядела скорее «левой», чем «правой». Говорилось и о повышении пенсий, и других идеях, больше присущих левым партиям. И это несмотря на то, что Никита Белых в качестве одного из партийных лозунгов выдвинул идею о том, что «Левый поворот запрещен». То есть получается, что лидер СПС все же разрешил этот самый «левый поворот»?

- Если помните, год назад моего помощника и соратника Сергея Жаворонкова исключили из СПС за то, что он принес флаги СПС на «Марш несогласных», организованный Гарри Каспаровым. Предлог был таким, что на этом мероприятии были флаги нацболов и Авангарда красной молодежи. Именно после такого демарша СПС я вышел из партии.

Но не прошло и года, и Союз правых сил 4 ноября сам участвовал в антифашистком мероприятии вместе с тем же Авангардом красной молодежи. Это было на Болотной площади. И лидеры СПС, в частности Леонид Гозман, даже там выступали. Не то что просто флаги несли, а выступали там вместе с представителями левых организаций. Причем, достаточно радикальных типа АКМ. А Жаворонкова год назад исключили из СПС только за то, что он флаги нес.

Я говорил, что с учетом того, что происходит в стране, неизбежен союз правых и левых сил при создании объединения правой и левой оппозиции. Тогда коллеги со мной спорили, но время показало, что я оказался прав.

Поэтому, безусловно, в СПС произошел левый поворот. Безусловно, идеология СПС приобретает более ярко выраженную социальную направленность. С этим, в том числе, и связан успех партии в Пермском крае, с которым я поздравляю своих бывших коллег и соратников. Подчеркну, что их успех обеспечен благодаря именно такому маневру. Поэтому я убежден, что это направление в партии будет развиваться, а это означает, что у партии будет будущее.

- Может, теперь вы вернетесь теперь в СПС?

- Я буду смотреть, что будет дальше происходить. Ведь внутри партии есть два направления: есть Никита Белых, который с моей точки зрения настроен достаточно прагматично и оценивает реально то, что происходит в стране, и есть Леонид Гозман – его первый зам.

Если победит Белых, то это означает, что у партии есть шанс. Если победит Гозман, то это означает, что у партии будущего нет. Но в Пермском крае, на пермской земле победил именно Никита Белых.

- Но разве Белых не ставленник Гозмана?

- Нет, он ставленник Анатолия Борисовича Чубайса. Мне кажется, Никита понимает, что дальнейший курс маневров с Кремлем и попыток договоренностей – это достаточно безнадежный путь. Поэтому, чем быстрее Белых вырвется из теплых объятий своего первого заместителя, тем больше шансов, что у него будет успех.

- То есть Белых уже стал действовать сам по себе – без Гозмана и Чубайса?

- Он просто озабочен своей политической карьерой и понимает, что если будет слепо озвучивать идеи Леонида Яковлевича (Гозмана – Ред.) и других подобных персон, то личного успеха у него не будет. Напомню, Гозман полагает, что до 2017 года «правым силам» нужно забыть о выборах и расслабиться.

- А сколько тогода Гозману будет лет? В 2017?

- В прошлом году ему было 55. Вот и подсчитайте. Ему будет 67. Тут все ясно.

- Получается, сейчас он выполняет заказ Кремля?

- Он абсолютно не заинтересован в успехах партии. Ему все равно, что будет с СПС. Он в первую очередь озабочен сохранением себя в списках РАО ЕЭС, так как для него это решение своих личных задач.

Елена Леонькова