Политика

Иван Стариков: "Рогозин может привести в "Другую Россию" региональные организации "Родины"

Молчавшие более полугода Интернет-ресурсы Ивана Старикова наконец-то скоро снова заговорят. Об этом сайту «Yoki.Ru» рассказал сам Иван Валентинович. Уже на следующей неделе в его «Живом журнале» посетители Всемирной паутины смогут прочесть свежие записи. Что же касается личного сайта ближайшего соратника Михаила Касьянова, то он и вовсе будет существенно обновлен и переформатирован – аккурат к очередному периоду российской политической активности.

Новый политсезон, похоже, обещает представить много неожиданностей. Понятно, что все такие «экспромты» детально просчитываются, а осенние акции планируются не позднее весны. В ближайшее время нам предстоит воочию увидеть и услышать очередную порцию креатива всевозможных политтехнологов, «размороженную» после «летнего хранения».

Основная особенность наступившего периода заключается в том, что мы пока не увидим окончательного продукта. Все, что политтусовка представит общественности, будет лишь частью хитроумных многоходовок, ориентированных на выборы 2007-2008 годов.

Наверное, именно поэтому Ивана Старикова ничуть не смутил новый крен в активности Дмитрия Рогозина, который явно нацелился на штурм президентского кресла в качестве оппозиционного кандидата. Покинув ключевые посты в «Родине» и начав новые проекты, «кремлевский изгой» начал собственную политическую игру – причем, демонстративную и напористую. Яркая харизма, пламенная риторика и концентрат личностных амбиций – этих качеств вполне достаточно, чтобы стать кандидатом-2008 от оппозиции. А тут еще и явно «неслучайный» всплеск русского национализма, идеологически поддерживаемого Рогозиным…

Однако Стариков не увидел в экс-лидере «Родины» конкурента своему шефу Михаилу Касьянову. Свой точкой зрения на эту тему он поделился с Интернет-ресурсом «Yoki.Ru».

— Дмитрий Рогозин заявил, что Ходорковский может объединить оппозицию. На Ваш взгляд, о чем говорит это заявление? О том, что он не верит в Касьянова, или у него какие-то другие соображения?

— Да нет. Наверное, это высокая степень оценки Ходорковского. Я рад, что Рогозин поменял свою точку зрения, потому что ровно год назад, когда инициативная группа выдвигала Михаила Ходорковского кандидатом в депутаты на выборах в Госдуму, партия «Родина» сначала делегировала своего представителя в эту инициативную группу, а потом отозвала. Тогда Дмитрий Олегович находился в плену иллюзий, что он сможет договориться с Кремлем. Теперь я рад, что эти иллюзии у него развеялись, и он понял, что был неправ.

Безусловно, с точки зрения человека, который наиболее пострадал от нынешнего режима и проявляет стойкость, Ходорковский является сегодня вне конкуренции.

То есть, если бы Кремль не погнал Рогозина, то он бы и не пошел в эту сторону?

— Безусловно. Я думаю, что Дмитрий Олегович – харизматичный человек, и он понимает, что у реальной оппозиции гораздо больше шансов и перспектив, чем у постановщиков потешных боев. И Рогозин осознает, что он – харизматичный политик, которому нет места среди политических муляжей и новоделов, в том числе и среди тех, кто сделал из трех партий («Родины», партии Жизни и партии Пенсионеров – ред.) полную ерунду. Поэтому, безусловно, Рогозин будет двигаться в сторону «Другой России».

В какой форме возможно его сотрудничество с «Другой Россией»?

— Я думаю, что за Рогозиным уйдет целый ряд региональных организаций «Родины». За ним уйдут те организации, которые не приемлют своего участия в театре марионеток, а хотят заниматься реальной политикой. Назвать их я сейчас не могу – это тонкая материя. Сейчас еще рановато об этом говорить. Но мониторинг нами уже проведен. Мы знаем, какие организации могут пойти за Дмитрием Олеговичем.

Какую роль может сыграть Рогозин в «Другой России»?

- Безусловно, он может ее усилить, потому что это харизматический политик, у которого много поклонников и активных сторонников в региональных отделениях «Родины». И если он присоединяется к «Другой России», это означает, что число оппозиционных политиков, причем разной направленности, объединяются. Объединяются, не приемля нынешнее положение дел в стране.

А Вы не боитесь, что он составит конкуренцию Михаилу Касьянову?

- Нет, я этого совершенно не боюсь. Это фигуры разного калибра.

На мой взгляд, Рогозин более харизматичный…

— Рогозин не работал премьером четыре года – это первое. Второе: он значительно моложе Касьянова. И третье: Касьянов – фигура более взвешенная, а шанс на победу получит человек, который будет одинаково восприниматься и левой, и правой, и центральной частью политического спектра. Поэтому, я думаю, что Михаил Михайлович больше подходит на роль консолидирующего лидера.

А международные демократические силы, правозащитные организации кого поддерживают, Касьянова или Рогозина?

— Конечно, Касьянова. Это очевидная вещь. Дмитрий Олегович несколько навредил себе своей подчеркнутой националистической риторикой, поэтому для некоторых правозащитных организаций он не столь привлекательная фигура.

Сейчас поднимается националистическое движение в России. Если Рогозин пойдет по этому направлению, а не с «Другой Россией», у него есть какие-то шансы на политический успех?

— Нет, я думаю, что внутри страны есть предохранители. Безусловно, события, которые произошли в Кондопоге, это серьезный звоночек действующей власти. Но я верю во внутренний разум российского народа, что в двадцать первом веке он не наступит на те грабли, на которые наступал в конце девятнадцатого и начале двадцатого.

Рогозин готов к консолидации с оппозиционными силами, или он пойдет своим путем? Скажем, оседлав националистическую волну?

— Не думаю, что он стремится оседлать только националистическую волну. Он уже понял, что только в краткосрочной перспективе на этом можно заработать определенные политические дивиденды. Ну и потом – он же меняется. Его высказывания относительно Ходорковского являются подтверждением этого.

Для чего вообще было запланировано создание «Другой России»? Неужели нельзя было обойтись только общественно-политическим движением Касьянова? Или это было специально сделано, в том числе и для таких политиков как Рогозин – чтобы дать им возможность участвовать в общей оппозиционной работе, не взаимодействуя с Касьяновым?

— Безусловно, создание «Другой России» явилось результатом того, что была невозможна реализация партийного оппозиционного проекта. Необходима площадка, которая была бы внепартийной, но позволяла бы сформировать национальную повестку. Поэтому сейчас главная задача «Другой России» – создать программу национального согласия, чем она сейчас и занимается. Безусловно, некоторые предложения Рогозина найдут там свое отражение.

Вы неоднократно говорили, что у НДС широкая поддержка в регионах, хорошие связи, а также хорошие отношения со многими региональными лидерами «Яблока» и СПС. А как обстоят дела по взаимодействию с региональными лидерами «Родины»?

— Есть и с лидерами «Родины» рабочие отношения. Это вменяемые люди. Некоторые из них, кстати, вступили в НДС. Среди них и руководители региональных отделений, и их заместители, и активисты. Они и на Учредительном съезде присутствовали.

Вхождение Рогозина может как-то изменить «Другую Россию»?

— Нет, никаким образом. У нас есть харизматики, которые ничего не повернули. Я еще раз хочу сказать, что нынешний режим не идеологический. В сторону господства одной идеологии – левой или правой – «Другая Россия» не повернет. Главная цель – это смена политического курса в стране, соответственно – власти в России.

Напомним, чуть ранее в интервью Yoki.Ru Ирина Хакамада также не исключила того, что Дмитрий Рогозин может оказаться в "Другой России". «Кремль погнал Рогозина, и он пошел в сторону «Другой России» , — заявила она нашему корреспонденту.

Однако Виктор Шендерович, известный соратник Гарри Каспарова и дублер Михаила Ходорковского на довыборах в Думу по Универсистетскому округу заявил "Труду.Ру" буквально следующее:
— Я полагаю, что после того, как Рогозина выгнали из Кремля, от него можно ждать самых разных нервических реакций, — заявил Виктор Шендерович. — Мои впечатления о Дмитрии Рогозине вполне сложились – скажем так. Я только могу посочувствовать провокатору, который остался без работы. Но мое сочувствие к нему не так глубоко, чтобы всерьез анализировать его слова.

— А Рогозина могут принять в «Другую Россию»?

— Что значит принять? Это же не домоуправление! Те люди, которые всерьез озабочены возвращением России к демократическому устройству, все эти люди, разумеется, нужны. Другое дело, что Дмитрий Олегович Рогозин, я полагаю, имеет малое отношение к этим людям.

В любом случае переход Рогозина в стан своих бывших политических противников сейчас активно обсуждается деятелями политического бомонда. Yoki.Ru будут продолжать следить за событиями...