Политика

Охота на "медведей": сценки из русской "Жизни"

"Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не вешалось", - могла бы сказать "Единая Россия", глядя на попытки Партии Жизни Сергея Миронова стать второй "партией власти". Или даже первой, на что, собственно, и рассчитывают лидеры трёх партий, объявивших о создании какого-то жуткого партийного мутанта с непроизносимым названием. Народная молва вдоволь позабавилась на сей счёт, предлагая лидерам коалиции назваться либо "Родиной живых пенсионеров", либо ЖиРоПенсами, либо ещё каким-нибудь заковыристым наименованием.

Но смех смехом, а тем временем партия без имени вступила в свой первый и, быть может, ещё не последний бой со своим главным противником - "Единой России". Ничего другого, в общем-то, и не оставалось. Целиком и полностью встроенная по власть коалиция не могла сотрудничать или, наоборот, соперничать ни с коммунистами, ни с демократами, ни с какими другими оппозиционными партиями. В первом случае это было невозможно по той простой причине, что целиком и полностью поддерживая политику президента России Владимира Путина Миронов и Ко смотрелись бы очень нелепо в рядах критиков путинского режима. Во втором, они ничем бы не отличались от "Единой России", что опять же выглядело бы довольно странно. Словом, отбросив в сторону всю мало-мальски вразумительную идеологию, ЖиРоПенсы сосредоточились на одной-единственной задаче: уесть "Единую Россию".

По большому счёту, кой какие шансы на успех у "мироновцев" были. Самое слабое место у "Единой России" оказалось в её самой сильной стороне - численности. Причём речь идёт не о сторонниках партии среди обычных граждан, а о партийной принадлежности чиновничье-бюрократического аппарата.

Увы и ах, но борьба между чиновниками за место под солнцем мало чем отличается от гладиаторских боёв без правил, где победителя не судят. Принадлежность же сотрудников аппарата, к примеру, областной администрации, накладывает на них некую определённую ответственность, необходимость соблюдения партийной этике и дисциплине. То есть, проще говоря, сводит на нет все подковёрные интриги и склоки. Появление же ещё одной "партии власти", получившей добро от президента, позволяет тем, кто по тем или иным причинам не смог застолбить себе место в партийной вертикали власти, ещё один шанс. Тоже в партийной вертикале, но параллельной первой. Словом, наступало некоторое равновесие сил.

Нечто подобное должно было произойти ещё два года назад, когда ярлык на создание параллельной "Единой России" структуры был выдан Дмитрию Рогозину и партии "Родина". После успеха на парламентских выборах 2003 года, в "Родину" тоненьким ручейком потянулись региональные чиновники, надеявшиеся сделать себе карьеру в новой, не обкатанной структуре. Но резкий крен Дмитрия Рогозина куда-то в сторону от генеральной линии партии, поставил крест на их амбициях, оставив при этом открытым вопрос о второй "партии власти" в России.

Сложившейся ситуация блестяще воспользовался спикер Совета Федерации Сергей Миронов, однажды уже пытавшийся создать партию социальной направленности. Но спасение выхухолей совершенно не взволновало россиян и Партия Жизни, получив на двоих с с Партией Возрождения России свои 1,8% приготовилась отправиться в последний путь. И если бы не упорство Сергея Миронова, на личные средства поддерживающего в партии едва теплившейся уголёк жизни, ничего бы и не произошло. Но уголёк дождался слабого дуновения ветерка, сухих дровишек - и запылал.

Осенний этап выборов в региональные органы власти должен был дать ответ - сможет новый "Союз доверия" из Жизни, "Родины" и пенсионеров составить конкуренцию "Единой России" или же вернуться туда, откуда не возвращаются. Как говаривал классик, тварь я дрожащая или право имею. Ну а для того, чтобы уверовать в собственную значимость, и топорик сгодится.

Ну и понеслось. Сергей Миронов выторговывает себе и своей партии эксклюзивное право на использование в предвыборной агитации портрета президента. После взрыва автомобиля кандидата в мэры Самары "жизненца" Виктора Тархова, теряет очки "единоросс" Георгий Лиманский. В Карелии, где после событий в Кондопоге популяризировались антикавказские настроения, Партия Жизни не постеснялась использовать риторику ДПНИ. В Свердловской области и вовсе первый номер избирательного списка Партии Жизни, депутат Госдумы Евгений Ройзман за неимением "единоросса" так приложился к своему сопернику из партии "Родина" Евгению Зяблицеву, что последний (однажды, кстати, битый другим "жизненцем", известным бардом Александром Новиковым), пересчитывая уцелевшие зубы, бросился подавать заявление в милицию.

В нескольких регионах сработал административный ресурс. В Туве, Партия Жизни смогла выступить на равных с "Единой Россией" за счёт противовстояния между сторонниками и противниками нынешнего главы республики, а также за счёт поддержки популярного спикера Великого Хурала Василия Оюна. В Карелии общий язык с Партией Жизни нашёл бывший глава республики Виктор Степанов, сохранивший высокую популярность среди малообеспеченных слоев населения республики. В Липецкой области сработал авторитет самого Сергея Миронова, дружащего с губернатором Олегом Королевым. В итоге, в этих четырёх регионах (Липецкой области, Карелии, Туве и Свердловской области) реанимированная Партия Жизни добилась успеха. В Карелии РПЖ получила 16,19% против 38,92% "Единой России". В Туве - 31,25% против 48,77% соответственно. Полностью провалила РПЖ выборы в Приморье, получив лишь 4,41%, проиграв "Единой России" около 45% голосов избирателей. Бледно выглядели на фоне 50,65% "ЕдРа" со своими 11,9% "жизненцы" в Липецке. Примерно такой же результат был зафиксирован и в Свердловской области: 11,5% у РПЖ и 40,54% у "Единой России". Словом, свои электоральные амбции Партия Жизни смогла удовлетворить лишь в 4 регионах из 8, где проходили выборы (причём в Чувашии и Астрахани "жизненцы" даже не стали участвовать в выборах).

Словом, там, где знамя Партии Жизни несли так называемые "паровозы" (то есть популярные люди, отказывающиеся затем от своих депутатских мандатов в пользу своих коллег по избирательному списку, не нашедших поддержки у избирателей), она получала необходимый проходной балл. Во всех прочих случаях, когда местные отделения партии могли рассчитывать исключительно на собственные силы и партийную идеологию, - выборы были провалены.

Более того, РПЖ не удалось главного - отнять электорат у "Единой России". В Туве и Карелии, например, РПЖ позаимствовала голоса у коммунистов. В Свердловске нанесла удар по "Родине" и ЛДПР. Да и средний балл, показанный "ЕР" и РПЖ на этих выборах, говорит сам за себя: 45-46% против 8-9%.

Тем не менее, Сергей Миронов и подконтрольные ему СМИ во всеуслышание говорят о своих успехах, ознаменовавших рождение "актуальных левых", нарушивших монополии "Единой России" и КПРФ на представительство интересов человека труда. Результаты, полученные "Единой Россией", объявлялись дутыми, "получаемые не в условиях свободного волеизъявления, а в результате фальсификаций, искусственного ограничения выбора, цензуры СМИ". Словом, выступила всё в той же роли обиженного подростка, которого вытурили со взрослой вечеринки. Он, бедняга, уж и усы себе подрисовал, и цигарку в зубы сунул, и пиджачок отцовский надел. Ан нет, так и не удалось ему добиться благосклонности молодых красавиц. Да ещё и рассекретили его, уличив в обмане.

Вот и носится сейчас этот мальчуган, крича о своих правах и придумывая сказки про своих обидчиков одна другой страшнее. Даже третий человек в государстве Сергей Миронов и тот не удержался, пригрозив председателю свердловского ЦИК тюремным заключением, а потом рассказав всем, что тот уже чуть ли не одной ногой в тюремной камере. "Наш политический младший брат, Партия Жизни, ведет себя, как подросток, - грубо, жестко, не соответствуя правилам приличия, - прокомментировал бездоказательные заявления лидера РПЖ член Президиума Генерального совета "Единой России" Андрей Исаев. - Заявления Миронова, в которых он обвиняет человека, чья вина не только не доказана, но даже и не расследована, вообще выходят за рамки приличий, принятых в демократическом обществе, - добавил он. И хотя депутаты Госдумы уже обратились с соответствующим запросом в Генеральную прокуратуру, с просьбой дать правовую оценку высказываниям Сергея Миронова, скорее всего, это будет лишь показательная порка без последствия для здоровья и психики младшенького. Шалить, как говорится, нужно тоже в меру.

Игорь Кулагин