Политика

Как Гарик ездил к "Болеку"

На днях в Гданьске состоялась встреча лидера российского оппозиционного движения "Солидарность" Гарри Каспарова с экс-лидером легендарной польской "Солидарности" Лехом Валенсой. Российский политик извинился перед Валенсой за плагиат, пояснив, что лучшего названия для его движения было просто не найти, заявил, что твердо верит в то, что Россия станет по-настоящему демократической страной и вручил Валенсе майку с символикой движения и оранжевый флаг "Солидарности". Лех Валенса поблагодарил за подарок, сказав, что повесит флаг на своем доме в Гданьске, и пообещал приехать в Россию чтобы помочь российским демократам.

Российские "несогласные" чрезвычайно обрадовались этому обстоятельству и даже предложили принять Валенсу в "Солидарность" в качестве почётного члена. Причины для веселья у них были: движение ответило на претензии в плагиате. С другой стороны, перед российской "Солидарностью" замаячила другая, гораздо более нелицеприятная проблема сотрудничества с зарубежными спецслужбами и реэкспорта "оранжевой" революции на Восток.

Последние два года у Леха Валенсы возникли проблемы. Изыскания сотрудников польского Института национальной памяти, в недрах которого хранятся все архивы МВД и спецслужб социалистической Польши, привели к выпуску двух книг, раскрывающих не самые светлые стороны жизни основателя "Солидарности". Суть публикаций проста: Лех Валенса еще в 1970 году был завербован службами безопасности и в течение шести лет сотрудничал с ними под псевдонимом "Болек". Сам Валенса, разумеется, опровергает данную информацию, апеллируя к противоречию: ведь не мог он бороться с коммунистической властью под её же руководством. Впрочем, это вопрос более чем философский.

У его коллеги по российской "Солидарности" примерно те же проблемы. С той лишь разницей, что Гарри Каспаров никоим образом не опровергает факт своего сотрудничества с режимом, против которого он боролся.

Мир мог бы никогда не услышать о Каспарове не вышло бы гениального шахматиста, если бы не близкие родственные связи с руководством компартии Азербайджана и симпатии первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана Гейдара Алиева, которые открывали перед молодым дарованием все двери. Естественным в этой ситуации выглядело и его вступление в КПСС. "В 19 лет в партию вступали или Павки Корчагины, или карьеристы, или такие, как Каспаров - он хотел, чтобы и партийность помогла ему стать чемпионом мира", - пишет журналист Александр Рошаль. Стать чемпионом Каспарову помогла не только партийность, но и опека со стороны всемогущего КГБ. Причём КГБ он обязан не только получением шахматной короны, но и жизнью - своей и своих родственников во время известных и трагических событий в Баку в 1990 году.

Подробнее: "Шпион, который никого не любил"

Вообще же, как ни удивительно, но тёмные стороны биографий Гарри Каспарова и Леха Валенсы практически совпадают. Это не только сотрудничество с коммунистическими спецслужбами, но и последующая смена "кураторов". Каспаров, как известно, сделал ставку на сотрудничество с представителями "западной демократии" в лице Консультативного Совета по национальной безопасности США и подобным ему организациям. Лех Валенса, как следует из книги польских исследователей, был зарегистрирован под номером 12535 в III отделе службы безопасности (СБ) в Гданьске как секретный сотрудник под псевдонимом "Болек" в 1970-1976 годах. Авторы утверждают, что "Болек"поставлял информацию о деструктивной деятельности некоторых рабочих за денежное вознаграждение. Однако в 1974 году сотрудничество стало "хромать", агент объяснял, что ничего на предприятии не делается, ссылался на отсутствие времени, что в итоге и привело к его "исключению из действующей агентурной сети" 19 июня 1976 года "по причине нежелания сотрудничать".

Но "нежелание сотрудничать" с органами по всей видимости объяснялось открытием новых перспектив. В 12112.jpegзападных неправительственных организациях до сих пор гордятся своей ролью в том, что на Украине и в Грузии смена власти прошла легко, будто по лекалам "Солидарности". Лех Валенса, кстати, принимал активное участие в событиях "оранжевой" революции, приветствуя победителей с трибуны рядом с Ющенко.

По большому счёту именно Польша стала первым удачным опытом проведения "революции по Джину Шарпу". Так известный американский политолог З. Бжезинский писал: "После анализа положения в отдельных странах мы пришли к выводу, что Польша является самым слабым звеном в цепи государств, находящихся под советским господством в Восточной Европе... Было бы хорошо, если бы внимание США и их партнеров было сосредоточено на Польше". Он также предполагал, что дестабилизация положения в Польше может вызвать подобный процесс в СССР. Оценив таким образом ситуацию в Польше, З.Бжезинский, будучи помощником американского президента Д.Картера, предложил ему в 1978 году свой план по дестабилизации положения в этой стране, который и был утвержден. План носил название "Операция Полония".

Автор Форума сторонников Концепции Общественной Безопасности при этом утверждает, что ещё в 1976 году за пределами Польши была создана тайная, хорошо законспирированная организация под названием "Польское независимое соглашение (ПНС)", осуществляющая функции "организатора и координатора деятельности антисоциалистической оппозиции во всех ее проявлениях и формах". В самой же Польше был создан "Комитет общественной защиты рабочих", лидеры которого впоследствии и составили костяк "Солидарности".

В 2005 году со словами "это уже не мой профсоюз" Лех Валенса принял решение покинуть "Солидарность". По его словам движение может продолжать выполнять свою роль под другим названием и оставить другим идеи "Солидарности".

В Польше его миссия действительно была выполнена. Зато опыт и авторитет Валенсы пригодился на полях "оранжевых" битв на постсоветском пространстве.

В сентябре 2005 года Лех Валенса встретился в Вашингтоне за рабочим завтраком с членами Палаты представителей. Во время чаепития, приуроченного к 25-й годовщине основания польского профсоюза, Збигнев Бжезинский отметил, что борьба, которую начала "Солидарность" в 1980 году, далеко не закончена и что даже в Европе не во всех странах установилась демократия. "Я, в частности, имею в виду страны, которые лежат на восток от Польши и на восток от Европейского Союза, - сказал Бжезинский. - Восточная граница Польши - это одновременно и восточная граница Европейского Союза. И все, что происходит в России и в Украине, критически важно для будущего Европы и для будущего свободы. И особенно важно, чтобы мы, здесь в США, и наши друзья в Европе, и особенно в таких странах, как Польша, совместными усилиями добивались распространения свободы и упрочения свободы в таких странах, как Украина и Россия".

После известных событий в Грузии и на Украине Збигнев Бжезинский обратил внимание, что историческое значение "Солидарности" сейчас связывается не только с историей падения коммунизма в Восточной Европе, но также с недавними событиями в постсоветских странах, в частности, в Грузии и Украине. В подтверждение его слов президент Украины Виктор Ющенко заявил, что для украинского народа, для миллионов людей идея "Солидарности" стала символом независимости. Президент Грузии Михаил Саакашвили в свою очередь сказал, что "Солидарность" - это "лучшее, что случилось в ХХ веке".

Затем Лех Валенса переключил внимание на Белоруссию, "остающуюся одним из самых репрессивных государств Европы", пообещав, что поддержит народную революцию на манер украинской или грузинской. "Нас беспокоит ситуация в Беларуси. Здесь необходима большая последовательная работа, моральная и реальная поддержка, чтобы помочь белорусам поверить в то, что свобода возможна", - заявил бывший президент Польши в интервью газете "Время новостей". - Мы сыграли хорошую роль на Украине и общими усилиями добились великой вещи - ослабили власть олигархии, - отметил также бывший президент Польши.

Но, по всей видимости, реализации задуманного помешало в том пошатнувшееся здоровье Леха Валенсы. И лишь после проведённой в 2008 году в американском кардиоцентре в Хьюстоне операции по установке кардиостимулятора, бывший президент Польши выразил готовность "работать на повышенных оборотах". Результатом идеологической "перезагрузки" и стала недавняя встреча с Каспаровым.

Не найдя в своих рядах настоящего лидера, руководство "Солидарности" решило пойти по пути наименьшего сопротивления и выставить на острие атаки уже готовую легенду. Безусловно, что среди "старых либералов" Лех Валенса пользуется определённой популярностью. Впрочем, не менее уважаемым человеком считается и проживающий в Великобритании бывший диссидент Владимир Буковский, которого даже выдвигали в качестве единого кандидата от оппозиции в президенты России. Впрочем, безуспешно.

Скорее всего, ничем закончится и эпопея с Валенсой. Обречена и сама "Солидарность", неспособная ни выдвинуть из своей среды ни ярких лидеров, ни взять на себя ответственность и убедить в правоте своих идей не только завсегдатаев либеральных тусовок, но и хотя бы 13,6 процентов россиян.