Политика

Кто поднимет зелёное знамя ислама?

Провал "Союза правых сил" на предстоящих в декабре выборов в российский парламент актуализировал вопрос о мощнейшем ребрендинге "правых". По некоторым данным, была реанимирована старая идея лидеров СПС о создании общероссийского исламского политического движения.

Впервые слухи об исламизации СПС появились ещё в 2001 году. Уже тогда появились первые признаки кризиса либеральной идеи "правых" и руководство партии начало искать пути обновления идеологии. Именно тогда многие политические силы стали обращать внимание на мусульманский электорат. В прессе появились слухи о намерении Анатолия Чубайса и Леонида Гозмана создать партию, способную объединить десятки миллионов российских мусульман. Исламская партия, согласно замыслу, должна принять участие в парламентских выборах 2003 г. и выступить в роли партнера СПС. Впоследствии рассматривался вариант объединения двух сил и начало формирование новой идеологии исламского либерализма.

Однако по неизвестным причинам задумка не была реализована, СПС потерпел закономерное поражение, руководство партии ушло в отставку, а Анатолий Чубайс на время охладел к политическому проекту. Возможно, что либеральная идея так бы по-тихому и сдулась, но ситуацию взорвал отправленный в отставку премьер-министр Михаил Касьянов, который начал вести переговоры с обанкротившимися либералами о возможности возглавить СПС. Разумеется, что Анатолий Чубайс на правах хозяина не выдержал присутствия нагло вломившегося в его епархию экс-премьера и после непродолжительной борьбы прокасьяновские силы были с позором изгнаны из СПС, а на роль лидера выбился молодой и амбициозный Никита Белых.

Однако молодому политику, несмотря на анонсированный глобальный ребрендинг партии, так и не удалось вернуть "Союз правых сил" к жизни. Не помогло "правым" и увлечение "левыми" идеями, а приглашённый в качестве ведущего пиар-менеджера уральский политтехнолог Антон Баков и вовсе вызвал аллергию у региональных лидеров СПС. В результате к выборам в Государственную думу партия подошла имея в активе 1% готового голосовать за СПС населения и перспективу снятия партии с выборов за использование в ходе кампании "грязных" политических технологий.

И вот в этой, крайне неблагоприятной ситуации, вновь возникла идея исламского либерализма. Аналитики СПС подсчитали, что в Российской Федерации сегодня проживает порядка 20-25 млн. мусульман, являющихся коренными жителями России. А учитывая массовую миграцию мусульман из стран ближнего зарубежья и их организованность, потенциал этого сегмента электората становится всё более привлекательным. Да и сами мусульмане не прочь заполучить в союзники ту или иную политическую силу, утверждая, что в настоящий момент происходит "модификация исламского фактора в российской политике, роль которого к следующим выборам вполне может существенно возрасти", и в 2012 году "исламский вопрос" может зазвучать совершенно иначе, чем сегодня".

Эти-то перспективы и показались привлекательными для "Союза правых сил", в считанные месяцы изменившего своё отношение к исламу. Борис Немцов, например, рассказывает о том, что его жену зовут Раиса Ахметовна, в жилах его старшей дочери течет татарская кровь, а президент Татарстана Шаймиев присылает им на праздники татарскую конскую колбасу – "казе". "Я не могу быть исламофобом, так как люблю своих детей", - заявил он в одном из интервью.

Ещё более откровенен лидер СПС Никита Белых. "Те громкие заявления, которые сейчас делает Путин, являются как раз следствием резкого обострения национальных и религиозных отношений в стране в связи с наметившимся серьезным креном в сторону выстраивания определенной государственной религии и давлением на остальные конфессии, что не может нравиться не только их представителям. Мне как человеку православному, посещающему храмы, участие иерархов РПЦ в официальных мероприятиях кажутся несколько странными. При демократах такого слияния государственной власти с доминирующей конфессией не было", - сказал Никита Белых в интервью сайту IslamNews. Никита Белых подчёркивает, что в 19-начале 20 века среди авторитетных людей России, в том числе и исповедующих ислам, было немало убежденных сторонников либеральных ценностей. Таких как депутаты Госдумы Исмаил Гаспринский, Садри Максуди и пр. "То, что мы их не знаем, это наша проблема. После 1917 года официальная пропаганда была направлена на то, чтобы уничтожить всю память, о тех, кто действительно много сделал для того, чтобы Россия стала социальным, правовым государством", - отмечает лидер СПС.

Заручаются "правые" и поддержкой со стороны мусульман-бизнесменов. В частности, в список СПС на выборах в Госдуму попадает некий Адалет Джабиев. Либералов не смущает даже то, что основанный им исламский "Бадр-Форте банк" лишился лицензии за неоднократные нарушения в течение одного года закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Следование законам шариата помогло СПС договориться о совместных действиях с оппозиционной коалицией "Другая Россия", где всем заправляет давно уже исламизированная Национал-большевистская партия (кстати, её деятельность запрещена в России). Считается, что лидер НБП Эдуард Лимонов принял ислам сидя в тюрьме, после чего примеру вождя последовали его сторонники. "Ислам должен стать религией, равной Православию, - уверял своих соратников Эдуард Лимонов. - Сегодняшний перекос в сторону Православия не только обижает мусульман, но и оскорбляет". "Мусульман в нашей стране свыше 20 миллионов. Это русские люди. Велик Аллах. Идите к нам, мусульмане. Эта Россия не устраивает всех. Нам нужна другая Россия. Да поможет нам Аллах", - подчёркивал лидер нацболов.

Сейчас сложно сказать, кто кому больше нужен - СПС "Другой России" или наоборот. Скорее всего интерес обоюдный. Первым нужен надёжный и по возможности дешёвый союзник, вторые заинтересованы в финансовых возможностях "Союза правых сил", по праву считающейся одной из самых богатых партий в России.

Анвар Губадуллин