Политика

"Потом, на развалинах часовни…"

Когда-то Москву называли городом сорока сороков церквей. Сейчас православных храмов в столице куда меньше – около 350, а народу, естественно, на порядок больше, чем было в эпоху «проклятого царизма». А между тем, православным нынче быть модно. Воскресный поход в церковь понемногу превращается в традиционное семейное мероприятие, вроде выезда за грибами в советское время. И вот тут-то проблема нехватки церквей встала перед москвичами во весь свой немалый рост.

Возьмем, для примера, улицу Новаторов на Юго-Западе столицы. Хорошая, красивая улица, на которой, кстати, находится действующая мусульманская мечеть. Но на улице Новаторов, кроме мусульман, проживает еще некоторое количество православных. И вот им-то приходится ездить за тридевять земель, поскольку православных церквей поблизости не расположено.

Между тем в зеленом дворе между новыми домами по улице Новаторов есть постройка, которую местные краеведы считают бывшим православным храмом Преображения Господня, построенным в начале ХХ века в период Первой мировой войны. В годы советской власти в этом помещении находилась музыкальная школа, а позже – тепловой пункт, обеспечивавший горячей водой соседние пятиэтажки. Потом хрущевки снесли, и необходимость в тепловом пункте отпала. Православная община района обрадовалась и попросила у патриархии разрешения использовать помещение в качестве храма. В январе 2006 года в храм патриархией был назначен настоятель, священник Роман Марков.

Однако радость православных жителей улицы Новаторов оказалась кратковременной. Местные власти – префект ЮЗАО г-н Челышев и глава Управы Обручевского района г-жа Абашина – уже давно плотоядно посматривали на здание бывшего теплового пункта. Уже давно было принято решение о сносе старого здания, и строительстве на его месте многоуровневого подземного гаража. Подземный гараж, с точки зрения районной администрации, вещь куда более выгодная, чем пустующий дом – стоимость одного машино-места может доходить в нем до 15 тысяч долларов.

Утром 5 марта прихожане обнаружили, что храм оказался обнесенным оградой, а двери в помещение опечатаны и наглухо заварены. Однако инициатива районных чиновников, как пресловутая коса на камень, наткнулась на организованное противостояние жителей улицы Новаторов, одним из организаторов которого стал известный политолог Виктор Милитарев: именно благодаря его усилиям «дело о гаражах» приобрело довольно широкий общественный резонанс.

Прихожане с помощью сварочного аппарата срезали замок. Районные власти прислали милицейский наряд. Однако сами милиционеры, отказались не только кого-либо задерживать, но и составлять протокол о нарушении. Противостояние районных властей и инициативной группы переросло в затяжную позиционную войну.

Теперь районные власти проводят бесчисленные совещания и опросы общественного мнения, которые должны подкрепить их тезис о том, что жителям района православный храм не нужен. Вопросы при этом задают не « Желаете ли вы сноса храма?», и даже не «Желаете ли вы строительста гаража с детской спротивной площадкой на крыше?», а вопрос "Желаете ли вы иметь во дворе детскую спортивную площадку?". Кроме того, используя кампанию по борьбе с незаконными «ракушками» и частными палатками с овощами, развернувшуюся в Москве в середине июля, власти ЮЗАО вновь заварили дверь и выставили у храма охрану. Более того, на 20 августа назначен снос храма. То, чего не удалось сделать борцам с религиозным дурманом 20-х – 30-х годов прошлого века, вполне может получиться у наших современников - бизнесменов из районной администрации.

Разумеется, инициативная группа не собирается сидеть сложа руки. 20 августа она будет проводить мирный молебен у стен храма. Молебен, в отличие от митингов и пикетов, не требует даже формального разрешения на его проведение. Ожидается, однако, что в мероприятии примет участие целый ряд патриотических и националистических организаций, в том числе, ДПНИ. И теперь уже никто не может поручиться, что на этот раз все пройдет без столкновений.

Надо заметить, что инициатива восстановления храма вызывает негативную реакцию со стороны другой религиозной конфессии, представленной на улице Новаторов – а именно, мусульман. «Два-три раза я сталкивался с тем, как некоторые дорогие иномарки тормозили прямо у дверей храма, едва в них не врезаясь, а хозяева этих иномарок говорили с легким акцентом: "нэ было здесь храма - и нэ будэт!" По странному совпадению на переднем стекле этих авто всегда размещалась мусульманская символика. А в одном из таких автомобилей даже сидела тетка в хиджабе. И это при том, что мечеть у нас на улице Новаторов как раз есть, в отличие от действующего православного храма, а православных у нас в районе, я полагаю, больше мусульман уж не меньше, чем в 10 раз», - говорит Виктор Милитарев. Спрашивается: кому нужно, чтобы благое и безобидное, в сущности, дело – реставрация старого православного храма – превращалась в камень преткновения между православной и мусульманской общинами ЮЗАО? Ведь для того, чтобы избежать этого, достаточно было бы просто не привлекать к проблеме лишнего внимания, то есть не препятствовать православным восстанавливать храм Преображения Господня. Однако, коммерческие интересы, по-видимому, оказались для администрации ЮЗАО важнее возможных конфликтов между конфессиями. Интересно, что прогремевшее на всю страну противостояние городских властей и владельцев индивидуальных домов из Южного Бутово тоже разворачивалось в ЮЗАО. Неужели опыт недавнего прошлого ничему не научил тех, кому по должности положено защищать интересы граждан, какую бы веру они не исповедовали?

Алексей Мануйлов