Политика

В Чите готовят убийство Ходорковского?

Заключённый Михаил Ходорковский может навсегда остаться в Сибири. Местные правозащитники приняли решение увековечить память Михаила Борисовича, назвав его именем одну из улиц Читы. Однако, согласно законодательству, они могут это сделать только в том случае, если Ходорковский будет мёртв. Тем не менее, правозащитники, ради выполнения поставленной цели, готовы идти на любые жертвы.

Этапирование Михаила Ходорковского и Платона Лебедева отбывать в Читинскую область, где они должны были отбывать свой срок (первый в Краснокаменской колонии, а второй в Харпе), вызвало истерию со стороны сторонников руководителей ЮКОСа, адвокатов и родственников осуждённых, жалующихся то, что им-де, неудобно постоянно мотаться из Москвы в Читу. С другой стороны, сложившимися обстоятельствами были вполне довольные читинские защитники прав и свобод человека, небезносновательно рассчитывающие поднять свой статус за счёт близости к знаменитым узникам. Разумеется, теплилась надежда на то, что состоятельные сторонники Ходорковского и Лебедева не останутся равнодушными к искренности правозащитников, регулярно организующих пикеты в защиту осуждённых и периодически отправляющих им валенки и свежую прессу.

До последнего времени товарищи пребывали в состоянии эйфории, рассчитывая, что в течение лет эдак пяти могут быть спокойны за своё будущее. Но не тут-то было. 16 апреля Московский городской суд подтвердил постановление Басманного суда Москвы от 20 марта о незаконности проведения следствия по новому делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в Чите и обязал Генпрокуратуру устранить допущенные нарушения закона, этапировав Ходорковского и Лебедева обратно в Москву.

Эта новость вызвала переполох в стане читинских оппозиционеров. Нужно было срочно исправлять ситуацию - и решение было найдено. Читинский общественный комитет поддержки экс-главы НК "ЮКОС" Михаила Ходорковского выступил с инициативой о переименовании улицы Ингодинская, на которой находится следственный изолятор, в улицу имени Михаила Ходорковского. Как заявила руководитель читинского центра поддержки гражданских инициатив Марина Саватеева, в настоящее время они "запросили необходимые документы для изучения, чтобы в течение месяца начать процедуру рассмотрения этого вопроса. "Мы считаем, что Михаил Ходорковский - это одна из тех неординарных личностей, кто бывал в Чите. В нашем провинциальном городе бывало не так много людей, которые имели такое общественное значение", - отметила руководитель читинского центра гражданских инициатив. Как ожидается, читинских правозащитников может поддержать мэр Тбилиси Гиги Угулава, в своё врекмя выступивший с инициативой переименовать одну из старейших улиц города – Мелаанскую – в улицу Джорджа Буша-младшего.

Между тем, российское законодательство даёт на этот вопрос совершенно однозначный ответ: нельзя называть улицы и иные географические объекты именем живых людей. В СССР именами великих современников было принято увековечивать улицы вплоть до 1957 года. Через четыре года после смерти Сталина вышел правительственный указ, запрещающий называть географические объекты именами ныне здравствующих людей. А в настоящее время в России действует закон, по которому улицу можно называть в честь прославленного современника лишь через 10 лет после его смерти, а установить памятную доску разрешается только через год после кончины. Впрочем, как показывает практика, иногда бывают исключения. Как, например, это было погибшем в результате теракта первым президентом Чечни Ахматом Кадыровым, именем которого названа одна из улиц в Москве.

Так что, не исключено, что ради того, чтобы оставить Ходорковского, пусть и в такой циничной форме, у себя, правозащитники могут пойти на самые крайние меры. Впрочем, у Ходорковского есть ещё один маленький шанс сохранить свою жизнь, пополнив бюджет Читы. Как заявили правозащитники, окончательное решение вопроса остаётся в компетенции мэра города. При этом, в качестве примера приводится опыт одной из бедных венгерских деревенек, власти которой предлагают любому желающему увековечить свое имя, дав его любой из её улиц. За эту мелкую услугу деревня взимает тариф в 100 тысяч форинтов (511 долларов) за метр. Безусловно, что имя Ходорковского стоит намного дороже. Да и Чита будет покрупней венгерской деревушки. Так что в случае заключения сделки, выиграют все стороны. На сегодняшний же момент стало известно о том, что в мэрии заявителям предложили не ограничиваться одной улицей, а рассмотреть ситуацию в комплексе. В качестве бонуса расматриваются варианты следующих названий "Ходорковский переулок", "тупик ЮКОСа" и "площадь Узника тишины". Переговоры продолжаются. Yoki.ru будут следить за развитием событий.

Арина Семёнова