Политика

СПС: работа над ошибками

В школах для нерадивых учеников организуют работу над ошибками. Нечто подобное провёл в понедельник и "Союз правых сил". Делегаты внеочередного съезда партии собрались в киноконцертном комплексе "Измайлово" чтобы обсудить причины поражения на парламентских выборах, а также решить, как им жить дальше. И стоит ли жить вообще.

Из 188 заявленных делегатов до гостиничного комплекса "Измайловский", где и проходил съезд "правых", добралось, по оценкам мандатной комиссии, около 130 человек. Впрочем, и без них в зале яблоку негде было упасть - количество журналистов и гостей съезда было в разы больше. Ещё до начала съезда прошла информация не только о возможном уходе в отставку руководства партии в полном составе, но также о глобальном ребрендинге. Так, по одному из проектов, СПС должен был переименоваться в конституционно-демократическую партию России, а в качестве символа выбрать быка, как "символа Создателя, освобождающего животворящее семя от пут инертной материи". Но от столь радикальных шагов "правые" отказались, хотя скандальная тематика на этом себя не исчерпала.

Руководители партии в порядке живой очереди каялись в грехах, допущенных в ходе избирательной кампании. Никита Белых отметил, что в течение нескольких лет "страна не чувствовала нашего присутствия", и если в 2003 году СПС проиграл стратегически, то есть при всех ресурсах не смог ничего предложить, то в 2007 году проиграл тактически". По мнению Белых, "в регионах произошёл раскол между сетью и партийной структурой. Так получилось, что сделали ставку на сеть, а в результате от предвыборной кампании оказались отодвинуты региональные отделения", - сказал он.

Недовольство руководителем избирательного штаба СПС Антоном Баковым высказывали и другие выступающие. Александра Перехватова из Рязани жаловалась на то, что у партии остались долги перед региональными агитаторами, хотя "все приезжие москвичи уехали с зарплатами". Председатель Пермского отделения СПС Виктор Скутин заявил, что ставка на пенсионеров стала "ахиллесовой пятой нашей кампании", а фигура руководителя избирательного штаба СПС в Пермском крае и вовсе осталась для него загадкой. "Она работала на кого угодно, но только не на СПС", - сказал он, добавив, что по его сведениям, одна из её помощниц и вовсе продала списки агитаторов властям. Регионал требовал оторвать руки тому, кто придумал выпустить газету под названием "Проблема №1". Дело в том, что в конце лета в регионы поступила газета с точно таким же названием, но совершенно контрафактным содержанием. Так что предъявлять претензии правоохранительным органам, оперативно среагировавшим на очередное появление "нарушителя" более чем странно.

Антон Баков в этот момент стеснительно прятал руки за спину и отчётливо артикулировал своему собеседнику: "Я этого пид..раса...". Корреспонденту Правды.Ру главный пиарщик СПС, впрочем, рассказал о том, что пермяк солёны уши обвинял не его - Антона Бакова, а своих коллег по региональному отделению. А в Рязани и вовсе случилась Санта-Барбара. "Руководитель региональной сетки увела из семьи сына руководителя регионального отделения. Не знаю, женила уже на себе или не женила, но увела. На каждых выборах такое случается: люди перемещаются, вот такое и происходит. Это естественно: люди влюбляются и женятся. Спермооборот в природе кто-то должен поддерживать. То есть там сложился чисто семейный конфликт", - пояснил он.

На защиту Бакова тем временем встали Андрей Нечаев и Борис Немцов, считающие, что грех сваливать все просчёты идеологов партии на наёмного политтехнолога, честно (по крайней мере, сам Антон Баков не сомневается в своей финансовой непорочности) отрабатывающего свой хлеб.

И хотя Мария Гайдар выразила сомнение в том, что Борису Немцову стоит идти в президенты, поскольку эта кампания дорогостоящая, а если и есть деньги на её проведение, то не лучше ли их употребить на другие цели. "У партии есть долги", - подчеркнула Гайдар. Она же отметила, что СПС очень долгое время надеялся на милость власти, с которой, как считали, руководители партии, можно договориться о каких-то процентах.

"Мы не верили, что с нами так могли поступить, - поддержал коллегу Владлен Максимов. - Нам говорили, что попасть в Думу можно будет если только получить билет в Кремле. Мы получили этот билет, но когда развернули его, то обнаружили только фантик. Хотели вернуться обратно, но на нашем пути стоял ОМОН. Тогда мы начали критиковать Путина и наша вина, что не все нам поверили. Мы отправляли людей из Москвы на первые места в региональные списки, но многие из этих людей так и не появились в регионах. И может быть даже хорошо, что не появились", - заметил он.

"Ошибка и в том, что несколько лет страна не чувствовала нашего присутствия", - обрушил на соратников тяжёлую правду жизни Никита Белых. "Год назад я ездила по стране и обнаружила, что про "Союз правых сил" никто не знает", - вгоняла в ужас делегатов съезда член федеральной тройки на этих выборах Мариэтта Чудакова. "Можно спорить о рейтингах, об их достоверности, но всем очевидно, что речь идет о цифрах в один-два процента, - заявил с трибуны Анатолий Чубайс. - В стране миллионы людей, которые разделяют наши взгляды, в этом нет никаких сомнений. Что это значит для партии? Это значит, что мы не дошли до них, это значит, что мы не смогли найти тот путь, чтобы они сказали: да, это не просто люди нашей идеологии, это наша партия, которой мы доверяем. Вот здесь коренные наши ошибки, и над этими ошибками нам необходимо разворачивать работу", – отметил он.

В общем, чем занималась партия все эти годы так никто и не понял. И лишь Антон Баков заявил о том, что "4 года своей жизни потратил на то, чтобы СПС выиграл выборы". Как выяснилось, годы были потеряны впустую.

В течение всех предвыборных месяцев журналисты резко негативно воспринимали новую стратегию идеологов СПС, неожиданно для всех сделавших ставку на пенсионеров и иные социально незащищённые слои населения. Руководители партии с пеной у рта доказывали верность своих убеждений и обвиняли критиков в предвзятости оценок. Но заявление Андрея Нечаева, что "либеральные утверждения несовместимы с социальными лозунгами" не вызвало никаких возражений. "Мы стремились понравиться всем и в итоге стали "девочкой для всех", - сказал он. - Мне стыдно, что я не возражал против социальной риторики. Всю кампанию нас сопровождали метания: от попыток договориться с Кремлём до участия в "маршах несогласных". Напоследок член федерального политсовета СПС и вовсе высказал крамольную мысль о том, что "правые" должны признать свои ошибки, допущенные в 90-е годы".

После всего вышесказанного можно было ожидать чего угодно: пострижения в монахи, массового харакири или, на худой конец, ухода на заслуженную пенсию. Но произошло неожиданное. Негласный лидер СПС Анатолий Чубайс предложил простить двоечников и избрать их на второй срок под предлогом того, что никто из них в тяжёлый для партии период не предал, не сбежал, не испугался.

"Сейчас, главное что надо делать – это не спешить. Надо спокойно и основательно проанализировать сложившуюся ситуацию. Надо спокойно, с улыбкой, с пониманием собственных ошибок сжать зубы и двигаться вперед, чтобы не повторять своих ошибок", – пояснил свою мысль глава РАО "ЕЭС России". Так и произошло. Никита Белых и большинство членов Политсовета остались на своих местах, Антон Баков также объявил о том, что остаётся в партии и будет вести президентскую кампанию Бориса Немцова, а делегаты съезда разъехались под домам под напутствие лидера партии о том, что неплохо бы вернуться к практике собирания членских взносов в партийную казну. Революции не произошло. "Союз правых сил" продолжил уверенное движение в прежнем направлении.