Политика

Продаётся политическая партия. Б/у. Цена: 200 млн. долларов

Лидер демократической партии "Яблоко" Григорий Алексеевич Явлинский выступил с коммерческим предложением. Старый демократ побывав на традиционной летучке в редакции газеты "Новые известия", заявил о том, что бренд партии "Яблоко" стоит ровно 200 миллионов долларов. Не каждый день политики навешивают ценник на свою партию, поэтому Yoki.ru решили поинтересоваться у известных политиков и лидеров политических партий, что же заставило Григория Явлинского сделать это заявление и во сколько они сами оценивают бренд собственных партий.

Алексей Митрофанов, депутат Госдумы, фракция ЛДПР

- Начиная с 2003 года Григорий Алексеевич вообще пропал с экранов политических радаров, впал в длительную депрессию, что с ним по жизни случается, как мне рассказывали. Человек, который уходит из живой активной политики иногда балует публику какими-то странными заявлениями. Почему 200 миллионов? Почему не 500 или не 100? В условиях нынешней политической системы за него и ста долларов нельзя давать. Что решает сейчас "Яблоко"? Ничего!

Бренд политических партий – это вообще странная история. Рынка в этом смысле не существует никакого. Что значит – "бренд ЛДПР"? Он, по крайней мере, в несколько раз выше, чем у "Яблока". Потому что у ЛДПР имеются фракции во многих законодательных парламентах, у нас есть фракция в Госдуме и вообще мы серьезнее по своему положению сейчас.

Явлинский же сегодня уже вне политики. Он - политический пенсионер. А пенсионеру свойственно куда-то бросаться, вспоминать что было в 91-м году, как у него складывались отношения с Ельциным, писать мемуары и т.д.

Никита Белых, лидер СПС

- Я не знаю по какой методике Григорий Алексеевич оценивал стоимость своей партии. Я очень высоко ценю отдельных представителей партии "Яблоко", включая самого Григория Алексеевича, но не думаю, что это скажется на капитализации этого бренда. Я понимаю, как рассчитывают бренд коммерческих организаций, мировых компаний, но я не знаю, по какой методике Явлинский рассчитывал бренд политической партии.

- Почему Явлинский сделал такое заявление, может быть кто-то хочет купить "Яблоко"?

- Навряд ли. Я думаю, это будет не лучшая покупка. На сегодняшний день обществу нужны другие политические продукты. Люди устали от старых брендов, старых лиц. Я сейчас активно езжу по регионам, я понимаю, что люди позитивно воспринимают всякие новые изменения. Эти изменения есть. Я объясняю, почему мы не меняем название СПС. Но тем не менее люди позитивно воспринимают появление новых лиц в руководстве, а когда все то же самое остается на протяжении 15 лет и каких-то стратегических перспектив быть не может.

- В какую сумму вы бы оценили бренд своей партии?

- Он бесценен. Для меня он бесценен.

Андрей Богданов, лидер Демократической партии России

- Нет, "Яблоко" столько не стоит. В магазине больше ста рублей за килограмм не найдёшь. Думаю, что Явлинский цену набивает. Вот пусть он в "Новые Известия" придет после 11 марта и скажет, сколько стоит его партия. Вряд ли кто-то хочет купить партию, скорее всего, могли бы купить самого Явлинского, потому что "Яблоко" без Явлинского – это пустое место.

Я не знаю, как политику оценить деньгами. Я могу сказать, во сколько обходится содержание какой угодно партии в течение пары лет - это порядка 10 миллионов долларов. А сравнивать бренд партии с Кока-колой нельзя, потому что "Кока-колу" можно продать, а партию - нет. Существуют десятки региональных организаций, более 50 тысяч членов - так это что же, каждому надо заплатить, чтобы он проголосовал за того, кто покупает? Но сегодня они так проголосовали, сделали его председателем. А завтра собрались и переизбрали. То есть за любое голосование, тому кто хочет купить, придется платить.

Я думаю, что вопрос цены бренда возник, потому что Явлинский понимает, что ни на мартовских выбрах в регионах, ни на декабрьских выборах в Госдуму ему ничего не светит, а так как реальный покупатель только один – это Касьянов, то я думаю, что это посыл Касьянову. Когда он в апреле проведет съезд своей партии и его не зарегистрируют, то у него будет один только путь – идти в "Яблоко". И я думаю, что это посыл идет именно туда, что ребят, готовьте 200 миллионов.

Юрий Бондаренко, партия "Народная воля"

- "Яблоко" не стоит таких денег. Потому что как фрукт, яблоко хорошо, когда во время сбора урожая и когда пришло время делать сидр, а не тогда, когда оно уже сгнило. В этом случае ему цена пятак в базарный день. Конечно, Григорию Алексеевичу хочется, чтобы стоимость была 200 миллионов и два миллиарда и больше, но суровая реальность такова, что лучше вообще не ставить вопрос о стоимости своего бренда.

Вполне возможно, что появился покупатель, и Григорий Алексеевич решил себе на старости лет приобрести свечной заводик. Это подтверждает и то, что самого Явлинского последние месяцы не слышно и не видно. Все больше Иваненко появляется или Митрохин. Непонятно, чем же таким может быть занят лидер неправительственной партии, чтобы быть месяцами незаметным для своих потенциальных избирателей. Ну а потом, судьба партии не представленной в Думе весьма плачевна. Надо делать героические танталовые усилия, чтобы тебя не забыли, чтобы находится просто на виду, а уж тем более, чтобы набрать 7% надо не просто прыгнуть выше головы, а несколько раз ещё через голову перевернуться. А наша партия "Народная воля" вполне возможно скоро будет переименована, сольется с другими партиями и получит второе дыхание.

Александр Дугин, "Евразийское движение"

- Я думаю, что 200 миллионов долларов – это совсем не так много, это стоимость небольшого поселочка даже не на Рублевке, а где-то в не очень далёком Подмосковье. Словом, деньги небольшие, поэтому вполне возможно что именно столько брен "Яблока" и стоит. Какое-то время "Яблоко" было синонимом либеральной интеллигентной российской политики в 90-е годы, которой больше нет. Ведь покупают за бешеные деньги штаны Леннона или утюг Элвиса Пресли, так почему бы какому-нибудь коллекционеру не купить партию.

Говорят, что Григорий Явлинский спивается и уже не понимает, что делает, поэтому вместо него выступают Иваненко и Митрохин. Явлинский же - это как художник, который когда-то был известен и потом всем говорит: вот теперь я продам свои первые картины, хотя они никому не нужны. Мне жалко Явлинского. Он мне враг идеологический, но мне его жаль.

Андрей Исаев, депутат ГД, фракция "Единая Россия"

- Мне трудно оценивать политическую партию в деньгах. Я считаю, что политическая партия должна оцениваться степенью влияния. Если посмотреть по опросам общественного мнения, то влияние "Яблока" находится в зоне статистической погрешности. Партия сегодня не обладает потенциалом для преодоления 7%-ного барьера в Госдуму, не может провести и сформировать свои фракции в большинстве законодательных органов субъектов Федерации. В этом случае партия "Яблоко" напоминает промышленное предприятие – банкрот, а во сколько оно оценится, это дело оценочной комиссии. В любом случае, такое заявление со стороны политика, претендующего на то, чтобы быть честным политиком, звучит крайне странно.

Олег Куликов, секретарь ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе

- Я считаю, что сейчас "Яблоко", как любой бренд компании, капитализация которой падает, стоит существенно дешевле. Партия практически нигде не проводит своих депутатов. Сейчас участвуют в четырех региональных компаниях, но с очень слабыми шансами на прохождение, а в Госдуму вообще уже никем не рассматривается. Она одна из старейших партий, которая переживает политический кризис. Я думаю, это завышенная оценка. Думаю, Явлинский сделал это заявление, чтобы показать, что партия еще инвестиционно привлекательна.

- В какую сумму вы бы оценили бренд КПРФ?

- Бренд КПРФ я бы оценил в большую сумму. Ее можно по-разному оценить, но я думаю, что это больше миллиарда долларов. С другой стороны, у нас есть ресурс, который даже трудно оценить. Для нас бесценна наша партийная организация, наши коммунисты, наша внедренность в общество и поддержка граждан, поддержка избирателей.

Александр Рявкин, лидер партии "Свободная Россия"

- Я, как человек пришедший из бизнеса в политику, знаю как оценить бренд в бизнесе. Я могу себе пока трудно представить какие-то критерии, которые можно взять за основу, чтобы оценить политический бренд. Это просто старые методики, которые пытаются переложить из бизнеса на политику. Может быть 200 миллионов, а может и 200 тысяч стоить. Вообще, у Григория Алексеевича в этом плане всегда завышенная самооценка. Но реалии показывают, что многое, о чем он говорит, на самом деле совсем не так. Например, он заявляет, что в России 20% сторонников его партии, а на выборах "Яблоко" набирает 1,5 – 2 процента.

Александр Чуев, депутат ГД, фракция "Справедливая Россия"

- Наверное он решил ее кому-то продать, хотя я сомневаюсь в том, что её кто-то купит. Вряд ли бренд отделенный от людей, от идеологии, от серьезной политической работы стоит таких денег.

Что касается "Справедливой России", то партия и её бренд не продается, сама постановка такого вопроса не правомерна в принципе по отношению к реально действующей политической партии, которая объединяет сейчас около 400 тысяч членов. Это равнозначно тому, чтобы спрашивать, сколько стоит каждый гражданин России.

Олег Шенин, председатель ЦК КПСС

- Это уже бред какой-то! В принципе, не является секретом, что партиями торгуют. Зарегистрированных партий осталось мало, а участвовать в выборах хотят многие, поэтому покупают партии, проводят съезды, избирают того, кого надо... Так что это действительно превратилась в самую настоящую спекуляцию. Да и вообще, я не понимаю, что Явлинский оценивает: собственность, людей или ещё что?