Политика

У Каспарова появился "комплекс Лимонова"

Перед тем, как пересечь порог Московского управления ФСБ, лидер "Объединенного гражданского фронта" Гарри Каспаров заявил, что за его спиной "российский закон и Конституция". "Закон" и "Конституция", на деле оказавшиеся адвокатами бывшего шахматиста, мрачно кивнули и последовали за своим подзащитным. Между тем, сопровождающие Каспарова адвокаты наделены совершенно иными полномочиями. Попросту говоря, они должны "отмазать" своего клиента, в случае, если ему будут предъявлены обвинения в нарушении федерального законодательства. А основания к тому есть. И довольно весомые. По сравнению с ним, штраф в одну тысячу рублей, наложенный на лидера ОГФ Гарри Каспарова за участие в несанкционированном шествии, может показаться сущим пустяком.

Дело в том, что все попытки участников так называемого "марша несогласных" объявить себя пострадавшими от незаконных властей, выглядят глупо и нелепо. Но если рядовые граждане, приехавшие 14 апреля на Пушкинскую площадь, скорее всего не знали всех подробностей взаимоотношений организаторов "марша" и московской мэрии. То заявители мероприятия были прекрасно осведомлены о том, что собрание на Пушкинской площади и шествие в сторону Тургеневской площади - незаконны.

В качестве оправдания, лидеры "оппозиции" апеллируют к статье 18 Федерального закона о митингах, где сказано, что "организатор публичного мероприятия, должностные лица и другие граждане не вправе препятствовать участникам публичного мероприятия в выражении своих мнений способом, не нарушающим общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия". Но при этом как-то упускается из виду пункт 5 статью 5 того же закона, в котором прямо оговаривается следующее: "организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, ...если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации... не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия". Согласования не было!

Напомним цепочку событий. 30 марта 2007 года группа граждан в лице пресс-секретаря НБП Александра Аверина, исполнительного директора ОГФ Дениса Билунова и члена РНДС Ивана Старикова подали заявку на проведение митинга (!) в Новопушкинском сквере и шествия по Тверской улице и Охотному ряду до Театральной площади с общей численностью участников акции в 2 тысячи человек. Городские власти, в свою очередь, уведомили оппозиционеров, что митинг в указанном месте в это время невозможен, поскольку заявку на это же самое место и время уже подали представители другой организации и, в качестве альтернативы, предложили провести митинг на ВВЦ. Тут уже "несогласные" упёрлись, после чего вроде бы достигается некоторый компромисс: им разрешают провести митинг на Чистопрудном бульваре; "несогласные" делают вид, что согласились и направляют очередное письмо в мэрию, сообщая о намерении митинговать на Чистых прудах, но перед этим провести шествие от Пушкинской площади до Тургеневской площади по одному из четырёх маршрутов; на что мэрия предлагает провести шествие на Тушинском аэродроме, где митингующие не создадут никому проблем. При этом, в документе указывается, что мероприятие проводится на основании уведомления, СОГЛАСОВАННОГО в установленном порядке, а его участники во время проведения акции обязуются соблюдать общественный порядок. В противном случае, участники мероприятия несут административную ответственность.

То, что происходило в Москве 14 апреля, никак нельзя было назвать законным. Вопреки всем законам - как государственным, так и человеческим, - лидеры оппозиции призывали людей собраться на Пушкинской площади, чтобы идти к месту санкционированного проведения митинга по одному из маршрутов. Люди, уверенные в том, что шествие разрешено, несколькими колоннами, с флагами и транспарантами двинулись в обозначенном направлении перекрывая движение по бульварам. Это, плюс провокации ведущих митинга, призывающих прорываться силой через милицейские оцепления, и стали причиной возникших потасовок с милицией, в ходе которых пострадали совершенно невинные люди.

Инициаторы же несанкционированного шествия, умудрились остаться в стороне. Коммунист Пётр Милосердов, например, шедший в первых рядах, не только остался цел и невредим, но поразительным образом появился сначала на Чистых прудах, а затем и на митинге ДПНИ на Болотной площади. А Гарри Каспаров и вовсе сдался милиции ещё задолго до начала шествия, и сидя в милицейской машине охотно раздавал интервью иностранным журналистам.

Так что возмущение Каспарова по поводу его "незаконного" задержания вполне понятно и обоснованно - прикрываясь формально меньшей виной, он пытается избежать гораздо более серьёзного обвинения в сознательной провокации и организации беспорядков. Этим приёмом обычно пользуются опытные уголовники: совершив крупное преступление, тут же идут на какую-нибудь банальную кражу, после которой разве что не являются с повинной в отделение милиции, признаваясь в краже кулька ирисок в магазине.

Впрочем, на этом неприятности для Каспарова и Ко не ограничатся. Вполне вероятно, что пострадавшие от ЗАКОННЫХ действий сотрудников милиции, пресекающих провокации "несогласных", могут и, - что самое важное! - имеют право предъявить претензии организаторам марша за необеспечение безопасности. Правда Каспаров, как лицо, не обременённое соответствущими обязанностями, может избежать ответственности. А вот под судебную статью подпадают заявители "марша" - Аверин, Билунов, Стариков.

Словом, Гарри Кимович очень удачно воспользовался опытом Эдуарда Лимонова, сделавшего себе имя на судебных процессах по делам членов Национал-большевистской партии. Как и герой нью-йоркских хроник, экс-шахматист предпочитает мелькать на первых полосах газет, но оставаться вне рамок закона. Действительно, зачем пастырю лезть на рожон, есть толпы послушных овец, которых надо просто убедить в том, что закон для них не писан, и они имеют эксклюзивное право ходить где вздумается и делать что угодно. Как показала практика, определённым личностям эта революционная романтика с игрой в кошки-мышки с ОМОНом и последующим рассказом о своих "подвигах" даже нравится. Проблема только в том, что это нарушает права подавляющего большинства жителей России. Но они, по версии Гарри Каспарова, просто трусы, поскольку "поддерживают Путина из страха". Что же, у каждого своя правда.

Дмитрий Носов