Политика

Процедура назначения губернаторов стала более прозрачной

Дмитрию Медведеву в четверг были представлены первые "партийные" кандидатуры на губернаторский пост. "Единая Россия" на встрече с президентом РФ в Сочи внесла на утверждение три ранее утвержденные партией кандидатуры на пост губернатора Свердловской области. С инициативой подобного изменения избирательного законодательства президент России выступил еще в ноябре 2008 года в своем послании Федеральному собранию. В марте текущего года в законодательство были внесены соответствующие изменения.

В ходе встречи с Дмитрием Медведевым актив "Единой России" представил президенту ранее утвержденные в партии кандидатуры на пост губернатора Свердловской области. Ими стали председатель областного правительства Виктор Кокшаров, директор департамента промышленности и инфраструктуры правительства РФ, член генсовета партии Александр Мишарин и нынешний глава региона Эдуард Россель. Причем, по словам председателя Высшего совета ЕР Бориса Грызлова, партия считает их равнозначными.

Президент Медведев, комментируя реализацию новой практики выдвижения кандидатов на губернаторский пост отметил, что такая схема существенно повышает роль и авторитет партий. "У нас "Единая Россия" действительно сейчас ведущая политическая партия, это право было ею завоевано в результате политического соревнования с другими силами", - сказал он. При этом президент отметил, что такая ситуация, естественно, не является вечной, она может меняться. И другие партии в случае успеха на региональных выборах могут быть наделены таким же правом.

Новые правила будут стимулировать партии "вести политическую борьбу, развивать политическую активность не только на федеральном уровне, на уровне всей страны, но и в регионах", заявил Дмитрий Медведев. "Мне кажется, это - дополнительный убедительный мотив для развития политической системы", - сказал президент.

Он отметил, что новая практика - "это не косметические изменения, а довольно существенные поправки к правилам наделения полномочиями руководителей регионов". "Впервые это делают партии, а роль администрации президента - технологическая, представление делается публично, открыто, и какие-либо закрытые обсуждения, если и происходят, юридического значения не имеют", - заявил президент.

На открытость новой процедуры обращают внимание и политологи, комментируя реализацию президентской инициативы. "Прежняя система, скажем так, была в некоторых аспектах не совсем прозрачна, - говорит замдиректора Института социальных систем, политолог Дмитрий Бадовский. - Несмотря на то, что процедура выдвижения кандидатур губернаторов полпредами предусматривала общественное обсуждение, консультации, дискуссию - они не всегда проводились и не всегда были внятными - и между результатами этих консультаций и выдвижением кандидатур не всегда была очевидна жесткая связь. Здесь же партия должна объяснять, почему она выдвигает именно этих людей и будет нести ответственность".

"Переход к этой системе мне представляется более логичным, чем было ранее, - продолжает он. - В последние годы было предпринято много усилий по укреплению и оптимизации партийной системы, и нынешняя реформа с выдвижением губернаторов победившей партией, как мне кажется - один из первых шагов по приобретению партиями серьезного институционального влияния и выстраивания не просто партсистемы, а механизмов ее работы и ответственности, взаимосвязи с другими ветвями власти".

"Совершенно очевидно, - говорит в свою очередь директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, - что переход к новому формату выдвижения и утверждения новых кандидатур на пост губернаторов меняет ситуацию".

"Прежде всего, эта система основана на народном волеизъявлении, - подчеркивает Орлов. - Ведь кандидатуры выдвигаются партией, которая имеет большинство в законодательном собрании региона. А это большинство она получила за счет голосов избирателей".

Политолог отмечает, что, одновременно, практика по представлению партиями кандидатов на пост руководителей регионов является ограничителем целого ряда угроз: "Во-первых, имеется в виду коррупция при выдвижении кандидатов в губернаторы. Во-вторых, предотвращаются разного рода "теневые схемы" - причем не обязательно коррупционные. В-третьих, предотвращается приход к власти неадекватных, популистских политических деятелей, как это было в 1990-е"