Политика

Коррупция на службе у внесистемной оппозиции

В четверг в РИА "Новости" прошла пресс-конференция, на которой был представлен доклад "Коррупция и внесистемная оппозиция", подготовленный экспертами Фонда исследования проблем демократии.Доклад "Коррупция и внесистемная оппозиция" был подготовлен экспертами Фонда исследования проблем демократии.

По их мнению, коррупции подвержены не только чиновники и представители коммерческих кругов, но и общественные организации. Это обстоятельство имеет весьма негативные последствия, ведь принято считать, что активное гражданское общество помогает бороться с коррупцией. "Между тем, российская практика показывает, что сами общественные организации в ряде случае могут сами быть подвержены коррупционным практикам, что бросает тень на все гражданское общество", - подчеркивают авторы доклада. И отмечают, что "вне контроля гражданского общества остается и ситуация с внесистемной оппозицией".

Как отметил в своём выступлении депутат Госдумы Александр Хинштейн, "это первая попытка системного анализа процессов, которые переживет несистемная оппозиция". Авторы исследования "сделали важное и полезное дело", считает парламентарий, поскольку большинство лидеров оппозиции позиционируют себя в качестве последовательных критиков коррупции во власти.

Коррупционное прошлое лидеров российской оппозиции, "коррупционные и нелегальные - как по российскому, так и, например, по американскому законодательству, практики их подкупа из-за рубежа, их финансирование со стороны находящихся в розыске олигархов средствами преступного происхождения, преследование ее лидерами своих личных интересов в ущерб интересам своих последователей вызывают серьезную озабоченность", - говорится в докладе.

При подготовке доклада использованы не только материалы прессы, но и интервью рядовых активистов таких оппозиционных организаций, как "Объединенный гражданский фронт", "Солидарность", бывшая "Национал-большевистская партия", "Оборона", "Другая Россия", "Левый фронт" и т.д.

Непосредственному рассмотрению коррупционных схем в деятельности внесистемной оппозиции отведено пять разделов доклада. В первом из них приводятся примеры коррупции лидеров оппозиции в то время, когда они занимали государственные посты. Речь идет о бывшем главе правительства Михаиле Касьянове и экс-вице-премьере Борисе Немцове.
Во втором разделе рассказывается о фактах подкупа оппозиционных деятелей из-за рубежа. Прежде всего, речь идет о деятельности многочисленных зарубежных фондов, среди которых Национальный Фонд в поддержку демократии (NED), Международный Республиканский Институт (IRI), Национальный Демократический Институт (NDI) и Институт "Открытое Общество " - Фонд Сороса (OPI).

Впрочем, не только их. Авторы приводят в качестве одного из примеров нашумевшую запись переговоров Бориса Немцова с некими корейскими бизнесменами во время недавней кампании по выборам мэра Сочи. В докладе приводится любопытный факт: в Японии законодательство квалифицирует как преступление действия политиков, лоббирующих за вознаграждение от заинтересованного лица выгодное дня него решение путем воздействия на государственных и муниципальных служащих, а также служащих юридических лиц с 50-процентным капиталом государства или органов местного самоуправления. А законодательство США объявляет нелегальной не только финансирование избирательных кампаний, но и поддержку иностранных политических партий и их сотрудников.
Третий раздел посвящена обману избирателей со стороны оппозиционеров. В качестве наиболее яркого примера приводится несостоявшееся выдвижение Михаила Касьянова на пост президента России в 2008 году, после которого было возбуждено несколько уголовных дел по факту фальсификации подписей избирателей.

В четвертом приводятся примеры попыток покупки целых политических партий и разворовывания избирательных фондов.

Весьма много внимания авторы доклада уделяют связям деятелей внесистемной оппозиции и бывших олигархов, скрывающихся от российского правосудия. В первую очередь, это Борис Березовский и Леонид Невзлин, которые сами неоднократно говорили о финансировании внесистемной оппозиции.

При этом, отмечают авторы доклада, "лидеры российской внесистемной оппозиции по-разному относятся к получению финансирования от бывших олигархов". "Некоторые из лидеров внесистемной оппозиции, например Э.Лимонов, открыто признают факт такого финансирования, некоторые, такие как Г.Каспаров, отрицают", - говорится в докладе. Хотя, как отмечается чуть ниже, тот же Гарри Каспаров был вынужден признать, что встречался с Борисом Березовским, после того как об этом заявил сам экс-олигарх. По словам Березовского, он принимал активное участие в финансировании деятельности "Другой России", хотя сам Каспаров категорически это отрицал.

Подводя итог своему исследованию, авторы доклада отмечают, что "с точки зрения гражданского общества и государства итогом коррумпированности внесистемной оппозиции является компрометация структур гражданского общества и общественных организаций, извращение сущности ценностей современного демократического общества, конкурентной и справедливой политической системы". "Именно поэтому гражданское общество должно обращать внимания на все проявления коррупции вне зависимости от ее видов: в сфере государственной власти, политики, системной или внесистемной оппозиции, частного бизнеса, общественных организаций", - подчеркивается в докладе.

По словам шеф-редактора сайта Kreml.org Павла Данилина, у него у самого был опыт знакомства с молодежными политическими структурами, в т.ч. с НБП, АКМ и т.п. Поэтому ему было приятно найти подтверждение многих фактов, ранее изложенных им самим.

Директор Фонда исследований проблем демократии Максим Григорьев в свою очередь отметил, что одной из основных целей представленного доклада является актуализация вопроса о коррупции в оппозиции, которая не менее важна, чем коррупция среди чиновников. При этом речь идёт не только о реальных уголовных делах, но и о преступлении в рамках морально-этического кодекса. Привлечь к уголовной ответственности за это, конечно, не получится, но заявлять себя в качестве политических деятелей такие люди не имеют права.

Александр Хинштейн, впрочем, сказал, что никаких сложностей в плане привлечения героев доклада в уголовной ответственности нет. А тот факт, что никаких явных следственных действий в отношении коррупционеров-оппозиционеров не проводится, свидетельствует лишь о том, что все разговоры о жестком противодействии несистемной оппозиции со стороны власти являются преувеличением. При этом депутат Госдумы не исключил и вероятность существования коррупционных схем и в правоохранительных органах.