Президент России Дмитрий Медведев считает, что при отсутствии законодательных механизмов, с призывающими к насилию блогерами надо разбираться с помощью полицейской дубинки.
Проблема межнациональных отношений давно уже стала одной из обсуждаемых в России, добравшись до самых верхних эшелонов власти. Вот и в ходе встречи Дмитрия Медведева с представителями средств массовой информации Южного и Северо-Кавказского федеральных округов журналисты не могли не актуализировать этот вопрос.
Директор информагентства "Грозный-информ" Ражап Мусаев обратил внимание главы государства на то как в блогосфере и новых медиа искусственно тиражируются антикавказские настроения. "Уже заговорили о том, что пора сбрасывать территории, лишний балласт, что Кавказ нужно отделять", - сказал он, отметив, что частично вина лежит недоработке национальных диаспор со своей молодёжь, но виноваты и СМИ, которые "настолько красочно и ярко преподносят это всё, что в конечном итоге национализм, ксенофобия, шовинизм продолжают расти в нашем обществе", пояснил он.
В этой связи г-н Мусаев поинтересовался у главы государства: "Будут ли в государственной информационной политике предприниматься какие-то меры противодействия таким новым деструктивным явлениям в нашем обществе? Я не говорю о какой-то цензуре и так далее, но хотя бы какие-то моральные императивы, совесть, в конце концов, у людей, которые повелевают общественными настроения, должны быть? Быть может, Вы именно как блогер тоже подключитесь к решению этой проблемы?"
Дмитрий Анатольевич не стал скрывать, что его эта проблема тоже волнует. По его словам, одно дело, когда человек выходит на улицу и говорит: "Я против власти, она мне не нравится, я хочу новую власть". "Это понятно, это форма политической активности, и каждый человек волен выбирать, как ему себя вести. В конце концов, это такой шаг, который требует определённой позиции", - сказал президент. И совсем другое дело, когда человек "просто гадости пишет про других, говорит, что этот - дурак, этот - отвратительный тип, представляющий какую-то определённую нацию или народность, с ней ничего хорошего быть не может, потому что они люди дикие, невоспитанные, никогда не поддадутся цивилизованному отношению".
И больше всего пугает Медведева то, что люди начинают привыкать к такой логике. По мнению главы государства, в отличие от Запада, в России порог ответственности существенно ниже, "и это может привести к тому, что часть поколения, особенно молодого поколения, вашего поколения, отчасти и моего поколения, может вырасти в ситуации, когда, допустим, говорить гадости про другие национальности вроде как и нормально, и за это ничего не бывает".
При этом дополнительным, скажем так, поощряющим фактором, становится ощущение безнаказанности, которое испытывает блогер. Дескать, в Сети не поймают, не тронут. "Но ведь это не просто Сеть - это голова, которая наполняется этими помоями и которая в конечном счёте может дать результат уже на улице", - отметил президент, считая, что в первую очередь ответственность должна быть внутри человека. Хотя, к сожалению, очень многое в данном случае зависит от наличия сдерживающих факторов.
Если же говорить о юридической ответственности, то здесь, по словам главы государства, есть свои сложности, потому что "ввести юридическую ответственность за комментирование в интернете, в социальных сетях - это разрушить сам интернет". "Некоторые страны пытаются идти по этому пути - кстати, никаких успехов не достигают, но зато там полностью блокирован интернет, невозможно ничего написать, невозможно ничего прочитать", - пояснил он.
Но безвыходных ситуаций не бывает и президент предложил "выработать чёткие критерии, позволяющие юридическим службам, правоохранительным органам говорить о том, что в конкретной ситуации человек вышел за пределы дозволенного и его нужно привлекать к ответственности". Но если блогер открыто призывает к насилию, "если из интернета и социальных сетей льются призывы идти и резать кого-то, нельзя говорить о свободе интернета, а надо брать в руки полицейскую дубинку и разбираться с такими людьми, потому что это подрывает основы общественного согласия", - заявил Медведев. "Но до тех пор, пока это не превращается в призывы к насильственным действиям, всё это можно отнести к обсуждениям, хотя иногда меня от этих обсуждений просто тошнит", - добавил он.