Политика

БлицКригер

"Вы нам на самом деле очень понравились, с вами очень интересно поговорить", - вещал директор сахаровского Центра Юрий Самодуров, заискивающе приплясывая перед своими гостями, которых, - кто бы мог подумать! - ещё год назад на пушечный выстрел не подпустил бы к святая святых - капище правозащитного движения в России. "А давайте сделаем наши встречи регулярными, - продолжал он. - А новую тему обозначим как "национальные интересы и гражданское общество". О, времена, о, нравы! Рэппером года становится белый, лучшим игроком в гольф признаётся чёрный, а российские правозащитники договариваются о построении гражданского общества с радикальными националистами, заранее выторговывая себе право на амнистию.

Вопросы, предложенные для диспута, были, мягко говоря, провокационными: "Гордый ли народ русские?" и "Слава ли России?". "Что за вопросы?!, - искренне возмущалась редактор веб-сайта "ВойнеНет.Ру" Анна Каретникова. - Слава ли России? Конечно слава! Я - русская! И я этим горжусь!". Но у директора компании "Ай да Кригер!", занимающейся поставками строительной техники, Михаила Кригера были на сей счёт иные предположения. "Да, я не разделяю лозунг "Слава России", - заявил Кригер, после чего наглядно продемонстрировал, что русские не являются гордым народом.

Всем присутствующим были показаны ролики об издевательствах, которым подвергаются молодые военнослужащие в казармах. "Вы видите, как русские люди унижают русских людей, - тоном прокурора начал Кригер. - Посмотрите, с какой телячьей покорностью сносят они издевательства. Разве может этот народ считать себя гордым?".

- Простите, - возразил оппонент г-на Кригера, член ЦК "Родина.КРО" и лидер движения "Русский порядок" Владимир Тор. - Я не понимаю, какое отношение показанные ролики имеют отношение к нашей дискуссии? Я же не привожу в пример евреев, которые покорно шли на убой в печи концлагерей?

- Да как вы можете такое говорить?! - Возмутился Кригер. - Они же были безоружными, а их охраняли автоматчики с собаками, они не могли сопротивляться!

Чем добровольная смерть в печной топке или газовой камере отличается от безрассудного нападения на палачей так и осталось за рамками понимания, а Михаила Кригера неумолимо несло дальше. По мнению правозащитника, отсутствие гордости и самоуважения у русского народа лежит в многолетнем холопстве и холуйстве начиная с татаро-монгольского ига. А попытка вывести русский народ их кабального рабства закончилась провалом во время сталинских репрессий, когда многие достойные люди сметены репрессивной машиной. Исходя из этого, стоит пока вообще забыть о гордости, поскольку гордиться, в отличие от датчан или французов, нечем. У тех, дескать, уровень жизни высокий, пенсионерам живётся неплохо, стало быть есть предмет для гордости. А то, чего хотят уважаемые националисты, является ничем иным как фашизмом.

При этих словах аудитория на миг замолкла - одни от удивления, другие от предвкушения порассуждать на знакомую тему, - а оратор продолжал. "Точно также всё начиналось и в Германии? Появились люди, которые вдруг начали гордиться тем, что они немцы. А потом... ну, все мы знаем, чем это кончилось, - заявил он и резюмировал. - Нацизм начинается со слов: я хороший, потому что я русский!". На этом разговор о гордости русского народа был закончен и дальнейший ход дискуссии вылился в обсуждение вопроса "кого считать русским?" и "на каком основании русский народ должен иметь какие-либо преимущества перед другими народами, составляющими население Российской Федерации?".

Оказавшись в своей стихии, у Михаила Кригера нашлись сторонники. Некая дама с экзотичным именем Айша, в ответ на реплику Владимира Тора о том, что национальные богатства России должны принадлежать русскому народу, громко хлопая в ладоши возопила, что "одно из основных богатств России - алмазы, находятся в Якутии, а нефть добывают на территории, где проживают ханты и манси", и то, что предлагают националисты - форменный грабёж. А после того, как ей справедливо возразили, что именно русские построили города в Сибири и освоили месторождения полезных ископаемых, то г-жа Айша без всякой тени робости заявила: "Это вы, русские, пришли туда, отняли у них эту землю, построили города, в которые им вход запрещен". Похоже, что такого поворота событий никто не ожидал, и сидевшая рядом с Айшой Анна Каретникова из всех сил сдерживала рвущуюся в бой подругу, крепко держа её за плечо, а остальные коллеги Айшы пшикали на неё, как только та порывалась что-то сказать. Завсегдатаев Сахаровского центра волновал совсем другой вопрос: "Значит ли, что в случае прихода к власти русских, все нерусские лишатся своей собственности?".

"Неужели вы не понимаете, что в стране расцветёт коррупция и люди будут давать взятки, чтобы им в паспорте написали, что они являются русскими?", - грустно заметил Юрий Самодуров, признавшийся, что на три четверти он русский, а на одну четверть нерусский. Но тут же согласился с Владимиром Тором, что в Татарстане, Башкирии и других национальных республиках действительно существует дискриминация русских по национальному признаку. А Анна Каретникова в ответ на реплику своих собеседников о том, что русский народ никак не представлен в законодательстве Российской федерации и не имеет права создавать национально-культурные автономии и официальные общественные организации заметила: "Если у народа отбирают его атрибутику, то это очень плохо".

В итоге, все попытки Михаила Кригера закрепить в сознании как минимум своих сторонников тезис о тождественности русской национальной идеи и нацизма не нашла понимания у правозащитников. Сложно сказать, о чём они думали в этот момент - о далёких поселениях в Сибири или о печах Холокоста, но в их глазах явственно читалась одна мысль: лучше договориться сейчас.

Договорились. Как уже было сказано выше, Юрий Самодуров, на которого произвела впечатление фраза о том, что придя к власти его нынешние гости запретят проводить в Центре Андрея Сахарова выставки подобные "Осторожно, религия!", сходу предложил продолжить эти встречи, сделав их регулярными. Похоже, что с недавнего времени в сознании правозащитников произошёл некий перелом. Так, президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров в конце прошлого года потряс правозащитное сообщество, попросив извинения у Оргкомитета "Русского марша" за то, что пытался противодействовать его проведении и предложил свою помощь в проведении последующих мероприятий, проводимых ДПНИ и Конгрессом русских общин. Сейчас эстафету подхватил сахаровский центр. Кто следующий на очереди?

Арина Семёнова